Последнее обновление: 17 декабря 2017 в 21:55
Подпишитесь на RSS:

Игумен Силуан (Туманов). Проповедь на Литургии в храме святителя Луки, 24 декабря 2016 года

4 января 2017

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Дорогие отцы, братья и сестры!

Сегодняшнее евангельское чтение вновь напоминает нам о том, что не сразу и не вдруг человек попадает в Царство Небесное (Лк. 13, 18-29). Царство Небесное начинается в нашей жизни с чего-то по обычным меркам маленького, даже незначительного – «зерно горчичное». Но это малое должно вырасти в нас в дерево добродетелей, на котором уже и птицы — помыслы и поступки, вдохновлённые Небом — могут сидеть. Второе евангельское сравнение — с «квасом», т.е. закваской, дрожжами для теста — ещё сильнее подчеркивает эту мысль: тесто, как и зерно значительно меняется и по форме, и по содержанию, чтобы служить уже совсем иным целям, нежели прежде.

Это малозаметное настолько важно, что если мы его не увидим здесь, в этой жизни, то Господь может сказать нам страшные слова: «Отойдите от Меня все делающие беззакония, все делающие неправду!»

Однако в этих словах для нас есть и надежда, и подсказка. Не давшие прорасти в себе зерну Евангелия делают неправду. А что такое правда? Правда – это праведность. Но что такое праведность? Современники Господа нашего Иисуса Христа, с которыми Он постоянно спорит через глубокие и серьезные притчи, (которые тоже как зерно всеваются в слушателей, чтобы лишь спустя время прорасти, стать более понятными), считали, что праведность — это соблюдение определенных норм Закона. А нормы эти преимущественно касаются внешнего поведения. Вот здесь вот надо так прочитать, а здесь так. Здесь три раза поклониться, а здесь один. Здесь можно десять шагов пройти, а завтра уже тысячу. Если сказал это слово – то нормально, а если его синоним – то осуждён. Но, собственно, и всё, вот такая вот «правда». 613 заповедей, большинство из которых предписывает конкретные действия: читать, делать, возлагать, зажигать, убирать, омывать, приносить, избегать ритуальной нечистоты, вкушать, не вкушать и т.д.

Но Христос подчеркивает, что внешнее обрядовое исполнение закона ничего не стоит без преображения своего сердца. Это и является правдой, праведностью. Это преображение своего сердца и является самым главным условием для нашей с вами христианской жизни.

Преображенное, праведное сердце позволяет нам, в первую очередь, видеть нужды окружающих нас людей. Когда мы сосредоточены не только на себе и своих детях, но способны посмотреть вокруг себя и подумать, ради чего мы живём. Помогает ли наша жизнь другим людям увидеть Христа, или мы только вызываем в других людях раздражение? Помогает ли наша с вами жизнь раскрыть тот потенциал, который вкладывает в нас незримо святая Церковь, или мы вызываем лишь недоумение, когда на нас смотрят наши неверующие соотечественники? Помогает ли всё то, что мы читаем и делаем — наше молитвенное правило, наше соблюдение или несоблюдение поста — помогает ли это нам настолько измениться, чтобы люди вокруг нас говорили: «да, жизнь без веры неполноценна, смотрите, как христиане живут радостно и интересно!»?

Боюсь, что ответы на все эти вопросы отрицательные. Но Евангелие читается сейчас не для того, чтобы нас ввергнуть в уныние и отчаяние, а для того, чтобы ободрить, поддержать, напомнить: для нас есть возможность изменения жизни! И эта возможность возможна в том случае, если мы уделяем внимания мелочам, которые входят в нашу жизнь, подобные маленькому зернышку.

Это может быть услышанное в храме слово, какая-то благочестивая эмоция, которую мы с вами в храме получили после богослужения, и т.д. Главное, чтобы это малое стремление к благочестию мы не задавили в себе.

Знаем мы за собой какой-нибудь грех? Хорошо, очень хорошо. А чего хорошего-то? Да хорошо, что ещё не Суд! Мы ещё живы, ещё есть возможность что-то исправить и мы видим, что исправлять! Раздражительны мы? Господи, помоги нам справляться с раздражительностью! Скоры мы на осуждение? Господи, помоги нам справиться, и хоть немного уменьшить, а то и вовсе прекратить осуждать. Видеть только свои недостатки и свои грехи, а не придираться к недостаткам других людей, руководителям своего и других государств и т.д. Помоги нам, Господи, заметить это зерно!

Господь постоянно посылает нам всё, что нам необходимо, но мы желаем чего-то большего. Нам кажется, что праведность и духовная жизнь — это что-то более ощутимое, нежели горчичное зернышко или какие-то дрожжи… Мы же не едим дрожжи, что такое дрожжи?! Уж спасаться, так тысячами поклонов и вериг, жестокими постами и длительными паломничествами с непременным отказом от всех радостей жизни. Но от чего мы в таком случае хотим спастись, если греха в нас меньше не становится?

Оказывается, мелочи важны! Без них мы не станем полноценными членами Христовой Церкви! Эти мелочи — зернышко, дрожжи – это покаяние, и стремление к добродетели, и главное – шаги по преодолению своего эгоизма, когда мы становимся перед лицом Божьим и внезапно осознаем, что мы слишком слабы, чтобы делать какие-то дела добродетели или подражать в подвиге древним отцам!

И вот мы встаем перед Господом и говорим: «Господи, помилуй нас, слабых! Господи, помилуй нас, только называющихся христианами, но не имеющих не только понимание, что и как конкретно надо изменить в своей жизни, но и сил, даже когда всё понимаем! Господи, прости нас! Мы желаем изменения своей жизни!».

Конечно, Господь предупреждает нас, что на пути к Царству Небесному нас могут поджидать самые разные трудности. Господь сравнивает вход в Царство Небесное со входом в тесные, очень узкие врата!

А в чем теснота этих врат? В том, что широта нашей русской души должна быть сильно ужата! Мы хотим жить красиво и привольно, а Господь напоминает нам, что надо входить в Царские Врата узкими вратами! Что это значит? Жить «тяжко и узко»? Не обязательно. Это значит, что надо учиться обуздывать свои страсти. Работать надо над всем тем, что мешает нам по размеру войти в эти узкие Царские Врата! С гордыней своей что-то делать в первую очередь.

Хотим возмутиться чем-то? Останавливаем себя и думаем, а праведный ли мой гнев? Действительно ли «правды ради» я возмущаюсь, а не только потому, что лично мне это не понравилось, как-то моё самолюбие задело? А может в другой похожей ситуации я просто пройду мимо и не замечу, что творится какая-то неправда, потому что мне всё равно?

Царство Небесное складывается, вырастает из малых зерен, которые мы здесь в себя высеиваем. Вернее, Господь их всеивает в нас! А от нас зависит, дадим мы им рост или погубим!

Помоги нам, Господи, и тем, кто постится, и тем, кто не может поститься в эти дни святого Рождественского поста, всем заметить зерно праведности, и приложить все усилия, чтобы оно выросло в дерево веры, в дерево Царства Небесного!

Аминь!

Оставить свой комментарий

*

code