Последнее обновление: 22 сентября 2017 в 20:50
Подпишитесь на RSS:

Игумен Силуан (Туманов). Проповедь на Литургии в Храме Свт. Луки Крымского 13 августа 2016 года.

15 августа 2016

Во имя Отца, Сына и Святаго Духа!

Дорогие отцы, братья и сестры!

В сегодняшних чтениях мы слышим, по меньшей мере, два парадокса, которые привлекают наше внимание.

Сначала апостол Павел в апостольском чтении говорит нам, что нет такой власти, которая не была бы от Бога. И всякий, кто хочет добра, пусть повинуется власти, потому что меч, который носит начальник, существует для того, чтобы посекать злое и творить добро (Рим. 13, 1-10). При этом мы с вами прекрасно знаем, что и апостол Павел был убит властью. И прославляемый сегодня великий святой Петербурга священномученик Вениамин, митрополит Петроградский, тоже был убит властью. Так не ошибся ли апостол?Силуан 33

А второй парадокс… Говорит Господь о прощении грехов, и вдруг говорит: «Всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем» (Мф.12,31-32). И опять непонятно. Если все грехи нам прощаются, даже «слово на Сына Человеческого», то есть, против Христа, то что же это за грех такой «хула на Духа», который невозможно простить?

Пожалуй, надо начать со второго парадокса, чтобы понять первый. Объяснение есть далее в тексте Евангелия. Святой евангелист Матфей поясняет нам, что невозможно из злого сердца достать добро. Он сравнивает наше сердце, нашу жизнь с сокровищницей: если в неё положено добро, то и достать из неё можно только то, что положено. А если зло, то все наши добрые слова будут лишь лицемерием и прикрытием того зла, что действительно лежит в основе нашей жизни. Поэтому апостол и предупреждает нас: «Если вы сознательно копите в душе зло, то зря надеетесь на то, что это будет вам прощено! Если вы не торопитесь наполнить сокровищницу своей души добром – добрыми мыслями, отказом от осуждения других людей, отказом от злых поступков и дел, – то в таком случае вы лицемерите. И это лицемерие не может быть одобрено Богом ни в этом веке, ни в будущем!»

Святые отцы называют грех хулы на Духа Святаго сознательным противлением истине. То есть, когда мы знаем, как должны поступить, когда мы знаем, что такое христианский поступок, а что не является таковым, но, тем не менее, всё равно поступаем так, как нам выгоднее, как удобнее, или потому что мы захвачены ветром страстей настолько, что не можем остановиться и поступить как-то по-другому. И апостол Матфей предупреждает нас, что «от слов своих человек оправдывается и от слов своих осуждается». Таким образом, он призывает нас внимательнее следить за тем, что мы говорим и что вдохновляет наши слова.

Противление истине делает невозможным покаяние. А грех не может быть прощён, пока мы в нём не раскаиваемся. Отсутствие добра в сокровищнице своей души делает невозможным покаяние. Поэтому такой грех и не прощается.

И если мы внимательно следим за своими словами, за своими мыслями, то постепенно сокровищница нашей души наполняется подлинным благом. В таком случае не происходит бытового лицемерия: когда мы называем себя христианами, когда носим крестик, когда ходим в храм Божий, но по жизни своей не сильно отличаемся от окружающих нас неверующих людей, а подчас отличаемся в худшую сторону.

И вот, имея это в уме, мы можем приступить к решению первого парадокса.

Есть такой документ, он называется «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», который описывает, как государство и Церковь взаимодействуют друг с другом. И среди прочего там подмечено, что Церковь признаёт за государством полное право на любые приказания, кроме тех, которые понуждают нас ко греху. Там прямо сказано, что если от нас требуется грех, то мы вправе не подчиняться такому приказанию.

И святой Вениамин, так же как и святой апостол Павел, жил именно так.

Там, где государство требует порядка, мы подчиняемся с пониманием, что общество не может существовать без определенного общественного порядка, без руководства. На каждом богослужении мы возносим особые молитвы за руководство нашего государства, за властей самого разного уровня. Мы понимаем, что общество должно быть структурировано, что в нём должна быть своя иерархия.

Но если эта иерархия вдруг искажается, и призывает нас ко злу, то мы всегда оказываемся перед необходимостью нравственного выбора: с кем мы? С этим веком, который скоро, очень скоро пробежит мимо нас, и поставит нас перед лицом гроба и могилы? Или мы все-таки с Богом, со Христом, с небесным покровителем нашего храма священноисповедником Лукой (Войно-Ясенецким), который не побоялся своей веры в самые страшные, безбожные годы, не побоялся открыто засвидетельствовать верность Богу перед атеистической властью! И во всех испытаниях Господь сохранил его жизнь, как сказано в Писании: «И даже волос с вашей головы не упадет, если не будет на то воли Божьей!».

Поэтому, дорогие братья и сестры, вооружимся истиной, вооружимся нелицемерным словом, постараемся нашу внешнюю, подражающую христианам жизнь привести в согласие с учением Церкви Христовой. Чтобы не было в нас лицемерия, не было различия внешнего и внутреннего. И когда такая цельность наступит в нашей жизни, тогда мы отдалимся от опасности впасть в грех хулы на Духа Святаго, потому что в таком случае мы будем не противиться истине, а следовать ей.

И в таком случае и руководство, и государство, и правительство всё послужит нам не ко злу, а к добру, потому что тогда не будет в нас боязни делать всякое добро и творить всякую правду.

И да поможет нам в этом священномученик Вениамин Петроградский, память которого мы молитвенно и священнолепно сегодня совершаем.

Аминь.

Оставить свой комментарий

*

code