Последнее обновление: 22 ноября 2017 в 00:11
Подпишитесь на RSS:

Игумен Силуан (Туманов). Проповедь на Литургии в храме Свт. Луки Крымского 10 сентября 2016 года.

10 сентября 2016

 

Во имя Отца, и Сына и Святаго Духа!
Дорогие отцы, братья и сестры!
Если слушать сегодняшнее апостольское и евангельское чтение в отрыве от остального текста Нового Завета, то может прийти в голову странная мысль, что Богу нужны только люди нищие и глупые (1 Кор. 1, 26-29. Мф. 20, 29-34).
Вот слушаем Апостол. Там святой Павел говорит нам о том, что «Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее».Силуан 33
Слушаем Евангелие. Сидящие в грязи слепцы кричат: «Помилуй нас, Сыне Давидов!» и получают исцеление. А толпа, среди которых были и люди знатные, и люди образованные, которые, несомненно, тоже чаяли исполнения своих желаний, эта толпа не получила ничего. По крайней мере, ничего такого, чтобы упомянуть об этом в Писании. Это важно для себя уяснить и это касается каждого из нас.
Несколько дней назад начался новый учебный год. Дети пошли в школы, институты, университеты. Мы желаем видеть их умными и успешными. Да и сами прислушиваемся к совету людей мудрых и состоявшихся, в том числе и материально, если есть что слушать. Вообще вся наша цивилизация стоит на трудах людей образованных и стремящихся к прогрессу.
Как всё это сочетается с услышанным нами только что текстом Писания? Действительно ли Христос пришел только для необразованных и бедных? Действительно ли избрал только немудрых и ничего не значащих? Конечно же, нет! И ответ нам даётся уже в конце услышанного апостольского текста.
Бог избирает немощных, «для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом». Вот от чего мы призваны беречься: от горделивой похвальбы своими заслугами, а не от образования или достатка.
Для того, чтобы понять, почему об этом говорит нам Апостол, надо представить себе религиозную атмосферу того времени. Представить себе людей, которые называли себя фарисеями, надмевались исполнением Закона, гордились тем, что они буквально выполняют малейшие требования древних постановлений, которые ставили выше, чем даже текст самого Священного Писания. Представить себе чванство, гордыню людей, которые, будучи богатыми и знатными, считали, что весь мир у них в кармане и, несомненно, Царство Небесное тоже должно им принадлежать.
Мы легко узнаем таких людей и сегодня. Многие наши соотечественники считают, что только исполнение внешних обрядов Церкви уже гарантирует им надежду на Царство Небесное. Многие сильные мира сего, заработав миллионы и миллиарды рублей, считают, что могут повелевать не только судьбами людей, но и надеяться на изменение своей посмертной участи.
И вот апостол Павел, споря с такими же горделивыми мыслями людей, которые одинаковы во все времена и у всех народов, настаивает на том, что для спасения души совершенно не важно ни наше образование, ни наше семейное положение, ни наше имущественное положение, ни какое-либо иное. Важно лишь покаяние, то есть обращение сердца к Господу, и прославление Его имени не только словами, но и всей своей жизнью.
И вот на таком контрасте мы начинаем понимать, что Господь не требует от нас какой-то нарочитой глупости или бедности.
А ведь часто считается, что православный человек должен как-то грязненько, простенько одеваться, говорить какими-то умилительными словами, стилизуя речь под жизнь Руси века XVI-го – XVII-го.
Но это всё неправда. Христианин – это тот, кто живет здесь и сейчас. Но только в отличии от своих соотечественников и современников он смотрит на происходящее не с точки зрения выживания и инстинктов, а с точки зрения жизни вечной, с точки зрения Евангелия. Он живет, постоянно имея перед своим духовным взором стоящего рядом Господа нашего Иисуса Христа.
Таковой была и святая мученица Наталья, память которой мы недавно праздновали, такими был и святой угодник Божий преподобный Иов Почаевский, и преподобный Моисей Мурин, память которых мы сегодня празднуем, и многие другие. Эти святые были разного происхождения, достатка и образования. И это подчеркивает, что для того, чтобы придти к Господу, не обязательно сидеть в грязи у обочины дороги. Для того, чтобы придти к Господу, необходимо свой ум смирить до земли, до обочины дороги, по которой проходит сейчас Христос. И возопить к Нему уже снизу, а не как обычно, покровительственно: «ну ладно, Господи, ну так и быть. Я всю неделю работал, а вот сейчас Тебе отдам пару часов своего времени: приду в храм, помолюсь, так и быть. Я же христианин всё-таки, ну, вот моя жертва. А вот моя просьба. Так что вот, Господи, я пришел в Твой Дом раз в неделю, а то и раз в месяц, и прошу Тебя – помоги мне!» Нет, не с таким отношением!
Надо опуститься вниз, туда, к стопам Господа. И глядя снизу вверх, признать, что во многом мы слепы, попросить вместе со слепцами: «Господи, помилуй меня, Сыне Давидов!» Вот тогда мы действительно будем поступать как христиане, а не как чада века сего. И тогда Господь наше добровольное уничижение, наше добровольное смирение примет и наградит и разумом, и мудростью, и посильным достатком и всем, что необходимо нам в нашей жизни и для нашего спасения.
Помолимся же Господу, чтобы мы всегда умели различать главное и второстепенное, чтобы ни простота, ни образование, ни бедность, ни богатство не разлучали нас с Богом.
Аминь!

Оставить свой комментарий

*

code