Последнее обновление: 20 ноября 2017 в 20:42
Подпишитесь на RSS:

Игумен Силуан (Туманов). Проповедь на Литургии в Храме Свт. Луки 20 августа 2016 года

24 августа 2016

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Дорогие отцы, братья и сестры!

Несмотря на то, что из года в год в храме постоянно читаются одни и те же отрывки Священного Писания, надо признать, что Евангелие неглубоко входит в наше сердце. Более того, несмотря на определенную ясность слов Писания, всё равно предпочитаем воспринимать заповеди Христовы не так, как о них говорят апостолы.

Самый яркий пример – сегодняшнее апостольское чтение, где святой апостол Павел говорит: «Кто различает дни, для Господа различает. А кто не различает дней, для Господа не различает! Кто ест, для Господа ест, ибо благодарит Бога, и кто не ест для Господа не ест и благодарит Бога. Ибо никто из нас не живет для себя, и никто не умирает для себя» (Рим.14, 6-9).силуан43

В наши дни участие в постах Церкви, в том числе и в длящемся сейчас Успенском, ограничивается, как правило, изменением рациона питания. Более того, чем серьёзнее человек воспринимает своё пребывание в Церкви, тем жёстче он придерживается устава палестинских монахов и ограничивает себя в скоромной пище в дни поста.

Но святой апостол Павел подчеркивает, что главное в нашей жизни и в нашем посте не качество пищи, а то, ради чего мы постимся или ради чего мы не постимся. «Кто ест – для Господа ест, ибо благодарит Бога, и кто не ест – для Господа не ест и благодарит Бога». То есть важно, чтобы в жизни человека было благодарение Бога. И это ключевой момент.Лука13

Мы не просто воздерживаемся от употребления тех или иных сортов пищи, а должны благодарить Бога. То есть вся наша жизнь должна становиться благодарением. Благодарением называется главное богослужение Православной Церкви – Евхаристия, то есть Божественная литургия, на которой все мы причащаемся Святых Христовых Тайн. И в пост, особо заботясь о своем духовном состоянии, мы также должны благодарить Бога, покаявшись, исповедовавшись, стремиться причащаться Святых Христовых и Животворящих Тайн.

Об этом нам напоминает и Священное Евангелие, которое сейчас читал отец диакон (Мф. 15, 32-39).

Мы привыкли понимать духовную Книгу духовно, и если упоминается пища, то это мы понимаем обычно как иносказание, как речь про пищу духовную.

Несомненно, в евангельском чтении присутствует высокая символика. В упоминании о семи хлебах и небольшом количестве рыбы, мы можем увидеть указание на Таинство Церкви – причащение Святых Христовых Тайн. На пищу духовную, которую посылает Христос людям, которые идут за Ним.

Но из текста очевидно, что Христос при всей заботе о духовном здоровье, заботится и о нашем теле. Эта мысль подчас является для нас неожиданной, потому что мы привыкли всё, что связано с пищей, с заботой о себе и о своем теле, считать греховным или, по меньшей мере, неважным.

Несомненно, с точки зрения аскетики, нельзя давать телу много воли, но и совсем принижать значения тела в нашей жизни не стоит.

Обратите внимание, как начинается сегодняшнее евангельское чтение: Господь сжалился над людьми, которые три дня ходили за Ним и слушали Его. Тысячи людей постились ради того, чтобы услышать слова Христовы. Можно назвать чудом такой интерес к словам Господа! Но и Господь пусть и чудесным образом накормил их не только духовно, но и вполне естественной пищей: хлебом и рыбой.

Из этого мы можем сделать серьёзный вывод. Когда мы говорим о жизни духовной, о жизни ради Бога, то это не значит, что можем пренебрегать своим телом. Это уже своего рода самоубийство.

Смотрите, как Господи говорит: «Отпустить же их не евшими не хочу, чтобы не ослабели в дороге!» Господь заботится о том, ослабели мы или нет, устали мы или нет. Заботится не только о нашей душе, но и о теле. И если мы живем благодаряще Бога, для Господа живем, то и нам стоит благоразумно относиться и к своей трапезе, и к своему посту.

Часто встречаются крайности. Люди, начитавшись повествований о монахах высокой духовной жизни, об отшельниках, которые питались только травами и кореньями, начинают в центре мегаполиса пытаться этому подражать. По корочке хлеба, по стаканчику воды… Но у тех подвижников, которые питались столь скудно, было то, к чему мы ещё только стремимся, у них была любовь к Богу, и к людям. А скудное питание объяснялось не пренебрежением к сотворенному Богом телу, а потому, что они не хотели спугнуть объедением и сытостью благодать Божию, не дать разгуляться страстям.

А мы подчас начинаем подражать подвижникам во внешнем, а хуже, еще когда других заставляем строго поститься: детей, престарелых, знакомых, больных людей. Да ещё и укоряем вопреки слову апостола… Забывая, что все слова, которые мы сегодня слышим в Евангелии и в Апостоле, обращены в первую очередь к нам.

Более того, вы наверное замечали, что из года в год мы слышим и читаем одни и те же евангельские слова, но понимаем их каждый год по-новому. С каждым годом может нарастать глубина понимания евангельского слова. И это не случайно. Среди прочего, в определенный момент жизни начинаем понимать, что во всём необходимо благоразумие. Наше подражание подвижникам древности не в том, что мы ограничиваем себя в пище, а в том, что мы должны ограничить себя в страстях.

Скажете, «ну что ж теперь, не поститься? Будем теперь объедаться и опиваться в пост и в другие дни церковного года?»

Конечно же, нет.

Наша задача не растратить свои силы на второстепенное, не дойдя до главного. А главный критерий поста нам дает апостол Павел в сегодняшнем чтении: всё, что мы делаем, должны делать благодаря Бога и для Господа.

То есть, надо найти в своей жизни ту золотую середину, которая не позволяет нам впасть в гордыню и самомнение, не стать игрушкой в руках дьявола, который внушает нам лукавые мысли: вот мы уже чего-то не съели, попостились, и уже через это достойны благодати Божьей, и уже через это приблизились к Богу.

Из поста в пост мы вспоминаем древнюю аскетическую присказку о том, что дьявол не ест и не пьет, но не становится от этого ближе к Богу. И это предостережение важно для всех нас. Чтобы не получилось, что сидя на хлебе и воде, мы сидели с дьяволом.

Поэтому, дорогие братья и сестры, в дни поста мы с особой отчетливостью призваны осознать, что такое жить, благодаряще Бога. В первую очередь, это освящать свой ум и свое тело участием в Божественной Евхаристии – в Таинстве Благодарения, в причащении Святых Христовых Тайн. Во-вторых, поститься необходимо не для диеты или традиции, а благодаря Бога, во славу Божию. Надпечатывать именем Христовым все поступки, которые мы совершаем. Благословлять пищу, которую мы вкушаем.

У каждого разная мера поста. И мы слышим в Евангелии, что Господу не нужна наша усталость, Ему не нужно наше уныние. Наоборот, в пост должно быть больше радости, потому что, отстраняясь от земного, мы стараемся приблизиться к Богу. Если же мы в пост ходим унылые от того, что мало едим и вкусной еды не едим, то это показывает, где центр нашей жизни, это наоборот свидетельствует о том, что нам ценнее вкусная скоромная пища, нежели радость приближения к Богу.

И в таком случае, действительно, лучше ослабить пост, но почувствовать близость к Богу, почувствовать радость Божью, почувствовать радость от преодоления себя, своей злобы и лени, радость от чтения молитв, от пения их в храме, от слышания чтения и пения, от возгласов священнослужителей. Важно помнить, что евангельские слова – это советы, которые каждому надо принимать с мудростью, рассуждением, а не универсальные схемы, которые подходят на все случаи жизни для каждого из нас.

Так вот Евангелие сравнивает Царство Небесное с дрожжами, с закваской, то есть с чем-то таким, что входит в нашу жизнь и преображает её полностью, пусть и не сразу. И пост тоже должен становиться такой же закваской для нашей жизни. Поэтому в дни поста в храме совершается много праздничных богослужений. Сам Успенский пост всегда начинается с воспоминания о Кресте Господнем.

Давайте дорогие братья и сестры!

Помолимся сегодня в память святителя Митрофана Воронежского, в попразднство Преображения Господня, чтобы Господь показал нам, где наша личная золотая середина поста. Чтобы нам не пытаться, будучи неготовыми, дерзнуть взвалить на себя только внешние формы, приличествующие больше древним подвижникам, а стараться найти ту меру, которая позволит нам приблизиться к этим подвижникам в любви к Богу, в любви к ближнему, в стремлении помочь всем тем, кто ожидает от нас помощи.

Пусть вот эти критерии помогут нам выйти из поста иными, нежели вошли в пост, чтобы мы стали более милосердными, более внимательными, больше радующимися храму Божьему, как посольству Царства Небесного, в котором мы хоть немножко, но ощущаем себя также, как апостолы на горе Преображения, ощущаем счастье и радость богообщения.

Аминь.

Оставить свой комментарий

*

code