Последнее обновление: 10 ноября 2017 в 12:49
Подпишитесь на RSS:

Игумен Силуан (Туманов). Проповедь на Литургии в Димитриевскую родительскую субботу 5 ноября 2016 года.

9 ноября 2016

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Дорогие отцы, братья и сестры!

Сегодня Церковь предписывает нам совершать заупокойное поминовение всех от века скончавшихся защитников нашего Отечества и всех наших почивших сродников. Но мы знаем, что доблесть на государственной службе не всегда совпадает с образом праведника, описанном в Евангелии.

Естественно, задаёмся вопросом: как соотносится служение Царству Небесному со служением царству земному?siluan48

В первую очередь, надо отметить, что христианин, который ищет Царства Небесного, полезен для своего Отечества тем, что привык всё делать на совесть, с максимальным качеством, с максимальным усердием.

Находящийся на том или ином послушании, не боясь кнута, и не ожидая одобрения со стороны людей, он всё равно будет делать всё максимально хорошо!

Это качество, которое должно быть у христиан, и делает христиан неким стрежнем, который позволяет земному государству благоденствовать и крепко стоять на ногах, благоденствуя экономически, культурно, морально и пр.

Поэтому если мы, христиане, стремимся следовать Евангелию в своей жизни, то тем самым приведём к расцвету своё собственное государство. Если же мы начинаем лукавить, жить грехом и искать выгоды и удовольствие, то перестаём быть «солью земли» (Мф. 5, 13), государство не сможет нами «осоли́ться», так как нельзя пользоваться солью, потерявшей свой вкус.

С этой мыслью мы и поминаем сегодня наших усопших сродников. Не за то, что у них большие заслуги перед историей, не за то, что они смогли так или иначе прославить своё государство, хотя это, несомненно, так. Но в первую очередь за то, что они стремились быть христианами.

И святой мученик Димитрий, в память которого названа сегодняшняя Дмитриевская родительская суббота, в первую очередь прославляется нами именно за то, что он презрел всё земное ради небесного.

В день русского заупокойного поминовения мы слышим слова Евангелия об исцелении слуги сотника не еврея (Лк. 7, 1-10). Христос хвалит его усердие. Более того, Он приводит иноплеменника в пример иудеям и показывает, что не плоть и кровь наследуют Царство Небесное, не происхождение от того или иного народа, а следование заповедям Христовым и смирение. Это знак надежды для всех народов земли.

Мы вспоминаем об усопших сродниках, но и сами когда-то пойдем тем же самым путем, которым ушли они. И для каждого из нас важно, чтобы выходя из этой жизни, мы попали ко Христу, и у Него все вместе встретились, так же как встречаемся в храмах, также, как пересекаемся в жизни.

И это возможно, если наши отношения пронизаны духом Евангелия здесь, если здесь наши отношения, в первую очередь, подвигают нас быть хоть немножко выше себя самих сейчас. В таком случае есть надежда на то, что уходя из этой жизни, мы встретимся не в аду, а в Царствии Небесном. Потому что всё, что делается во имя Христово, всё благословляется Христом и имеет продолжение в вечности.

Но если мы только устами называем имя Христово, а делом ничем свои слова не подтверждаем, то можем считать многие свои поступки христианскими, а по крупному счету они таковыми не будут.

Вчера российское государство праздновало День народного единства. Это, наверное, один из наиболее противоречивых праздников нашего времени, потому что трудно понять, что вообще может объединять всех жителей нашего государства, кроме мечты об обычном человеческом счастье. О счастье семьи, рождения и воспитания детей, о счастье созидания своего дома.

Но мы, христиане, как раз понимаем, что единство возможно там, где есть Христос. Потому что счастье земное, при всей своей простоте и кажущейся доступности, постоянно ускользает. Никто не хочет зла друг другу, никто не хочет войн, насилия, крови, жестокости, ну кроме каких-то совершенно больных людей. Но то тут зависть украдёт у нас душевный покой, то тут какие-то трения с окружающими украдут у нас семейную радость. А потом придёт смерть и, в дополнение к болезням и прочим скорбям, завершит так и не состоявшееся наше земное счастье.

И получается, что то, что могло бы объединить всех людей постоянно ускользает от нас. Подлинное счастье возможно там, где наши мечты сопряжены с чаянием вечности, там, где мы жаждем вечного, там мы и можем быть счастливы. А вечен один Бог!

Поэтому те, кто познали в этой жизни здесь и сейчас радость богообщения, те и могут быть счастливы. Не случайно хор за каждой почти литургией поёт: «Блажены нищие духом…Блажены алчущие…». В переводе с церковнославянского «блажены» — это «счастливы». По-русски мы бы так и сказали: счастливы «нищие духом», то есть ищущие только Бога, потому что их Царство Небесное! Счастливы те, кто алчут, то есть желают насытиться Словом Божиим, потому что они насытятся! Счастливы те, кто милостивы, потому что и они будут помилованы» и т.д.

Христианство – это таинственная соль, которая может сделать наше земное счастье, мечту о земном счастье причастной вечности, а значит и выходящей за рамки ограничений горя, смерти, проблем этой жизни.

И от нас с вами, дорогие братья и сестры, зависит, чтобы соль, которой посолен каждый из нас в Таинстве Святого Крещения, не потеряла свой вкус. И если это будет, то наша жизнь, даже без какой-то нарочитой проповеди, без каких-то требований от окружающих особой нравственности, без каких-то протестов против чего-то или согласия с чем-то – просто наша жизнь уже будет оса́ливать, делать пригодной для Царства Небесного жизнь всего нашего государства.

И более того, это будет залогом нашей встречи с теми усопшими, которые упокоились во Христе, и которых мы сегодня смиренно и с благоговением поминаем.

Аминь!

Оставить свой комментарий

*

code