Последнее обновление: 22 апреля 2024 в 15:37
Подпишитесь на RSS:

Игумен Силуан (Туманов). Проповедь на Литургии 8 ноября 2015 года

9 ноября 2015

Дорогие братья и сестры!
Сегодня в Евангелии мы слышим притчу о богаче и Лазаре. Это слова, хорошо известные нам, но, тем не менее, они постоянно предлагаются Церковью для того, чтобы мы в них находили новые грани, новые смыслы, способы применить эти слова в собственной жизни.Силуан11

Когда мы слышим в притче о Лазаре – «нищий», то понимаем, что это не просто обозначение человека, у которого нет денег. «Нищий» — это библейское обозначение праведника, тянущегося к Богу. Вспомните антитезу 33-го псалма – «богатии обнищаша и взалкаша, взыскающии же Господа не лишатся всякого блага» (Псалом 33, 10), то есть здесь синоним нищих – это «взыскающие Господа», ищущие Бога. И это не позволяет нам увидеть в притче о богаче и Лазаре просто социальный конфликт, конфликт богатых и бедных.
И было бы несправедливо сводить всё к диаметральному воздаянию — если здесь человеку плохо, то там, в загробном мире, человеку будет хорошо, и наоборот. Мы знаем, что если здесь, на Земле, прожить в ропоте и злобе на тяжкую свою участь, то и «там» это не будет увенчано блаженством.
И окончание этой притчи говорит не о проблемах бедности и богатства, а о вере и неверии, об отвержении свидетельства Церкви, о недоверии Отцам Церкви. Как говорит в притче праотец Авраам, у нас есть «Моисей и пророки»; их и надо слушать, но недоверие к свидетельству Церкви таково, что если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят.
Праведность Лазаря состоит не в его бедности, а в его простоте и неосуждении, в его доверии Богу.
А в чем неправда богача?
Не в достатке, не в имуществе, не в том, что он вкусно ел и пил каждый день. В этом греха нет.
Грех его в том, что он не видел людей вокруг себя, был занят только собой, своими радостями и печалями.
Даже раскаявшись, страдая в аду, он не видит в Лазаре иной ценности, кроме как вестника о загробном воздаянии для своих родственников. Он по-прежнему видит в нём раба, а себя – элитой, равной Аврааму: «пошли Лазаря…».
Он при жизни не увидел в Церкви Бога, хотя, несомненно, слышал и Священное Писание, и назидания старцев. И по смерти Бог не явился ему, лишь Авраама богач увидел, как вечный знак укора.
Принадлежа к избранному народу, этот богач пропустил мимо себя все то важное и ценное, что Бог желает сообщить человеку.
Отметим, что имя этого богача нам неизвестно. С одной стороны, оно недостойно для увековечивания в Евангелии, а с другой стороны — вместо имени тут можно представить прочерк, куда можно вставить имя каждого из нас.
Потому что в этой притче мы напоминаем скорее богача, чем Лазаря, хоть и далеко не все из нас живут сыто и в достатке, и многие страдают.
Мы настолько привыкаем к Евангелию, к Церкви, к священным словам и действиям, что уже не видим за ними живого Бога.
Бездумно живем, едим, пьем, что Бог послал, одеваемся в богатые одежды самолюбия и гордыни.
Мы уверены, что заслужили большего, и требуем этого от Бога и общества. Мы, уподобляясь наивным и жестоким детям, постоянно укоряем Бога Отца: «Почему получилось так, а не иначе? Почему Ты допустил это? Почему мы страдам так?!!»
Мы обижаемся на тех, кто нам помогает, укоряя их в мыслях, а иногда и в словах за то, что они помогают нам мало.
Мы не видим, что ломимся в открытую дверь, потому что Бог готов всегда помочь нам, если только мы готовы работать в саду своей души.
Мы забываем, что главная наша задача — в Бога богатеть.
Грех не в том, чтобы напряженно ломать голову, как еще заработать гроши на пропитание, а грех в неблагодарности, отравляющей душу, подпитывающей комплекс неполноценности.
Надо искренне и от души благодарить за те малые или большие гроши, которые Бог нам дал, настраивать себя на позитивный лад, удаляться сарказма и разъедающей душу обиды на этот мир, на людей, не видящих и не ценящих наши заслуги и достоинства.
Надо научиться быть благодарным людям, которые помогают нам или вразумляют нас. Не позволять «садиться на шею», но и не заворачиваться в кокон вечной обиды на людей и Бога.
Надо искать пути Господни в этой жизни, чтобы они привели нас в жизнь вечную. Потому что наше преображение, и души, и обстоятельств нашей жизни, начинается с благодарности Богу и людям за то, что есть у нас.
Поэтому поблагодарим Господа Бога за то, что Он привел нас сегодня в этот храм, за то, что Он не отворачивается от нас, а постоянно дает нам возможность покаяния, молитвы и надежду на спасение. Помолимся вместе с праведным Лазарем, чтобы мы научились быть благодарными Богу за то, что есть у нас. И тогда действительно Господь может подать нам гораздо больше из того, что мы просим. Лишь бы это было полезно для спасения нашей души.
Аминь.

Оставить свой комментарий

Нажимая на кнопку ниже, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и принимаете политику конфиденциальности.