Последнее обновление: 25 сентября 2017 в 21:24
Подпишитесь на RSS:

Игумен Силуан (Туманов). Проповедь на Литургии 7 февраля в день памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской

8 февраля 2016


Силуан11Дорогие братья и сестры!

Сегодня, молитвенно вспоминая новомучеников в России первой половины ХХ века, мы поем красивые песнопения, собираемся в уютных храмах, чествуем прекрасные иконы своих предков, ходивших по этим же улицам, живших в этом же городе.

Здесь — в уюте и тепле храма, прославляем их за смерть и твёрдое исповедание Христа.

Но и мы, их преемники, ходим в храм и верим в Бога.

Что отличает нас и от гонителей, и от гонимых?

Естественно для нас за критерием подлинности своих поступков обращаться к Священному писанию. И слово Писания помогает нам понять разницу, несмотря на сходство времени, внешний антураж, схожее обрядовое благочестие

Вот, обратившийся от гонений на Христа к апостольству Павел говорит нам сегодня, что он помилован для того, чтобы Иисус Христос во нем первом показал всё долготерпение, в пример тем, которые будут веровать в Него к жизни вечной (1 Тим. I, 15-17).

Произошедшее с ним обращение от духовной тьмы к свету — это пример тем, кто обратится ко Христу в будущем. Апостол Павел употребляет слово “ὑποτύπωσιν”, которое значит пример, набросок, норму, образ, которому стоит подражать.

Именно в этом смысле блаженный Феодорит Кирский учит нас так: «Подражай живописцам. Как они, внимательно всматриваясь в подлинники, с точностью списывают с них изображения, так и ты, как бы неким подлинником, имей преподанное апостолом учение о вере и любви».Новомученики2

Для всех нас ценен опыт тех, кто прошел важным для нас путем раньше. Тяжело больные спрашивают, как прошла похожая операция у других. Матери интересуются тонкостями воспитания у педагогов и других родителей. Готовящиеся к путешествию листают туристические путеводители и спрашивают бывалых путешественников. И так далее.

Но если все эти свидетельства для нас — это рекомендации, которым мы можем и не следовать, то слова апостола Павла — это “ὑποτύπωσιν”. Не совет, пусть и интересный, а образ действия для нас, назвавшихся христианами. При этом образец этот не в деталях его жизни и житейского опыта, а в духовном опыте.

Именно поэтому апостол не скрывает свое прошлое гонителя христиан. Он специально подчеркивает из какого тяжкого состояния привел его Христос к вере, чтобы и другие — все мы — обрели смелость и надежду на то, что милосердие Божие, снизошедшее к своему открытому гонителю, может исцелить и нас.

Вспоминая о своих грехах, апостол Павел не хвалится ими, а использует их как повод еще раз порадоваться чуду милосердия Христова.

А что для нас наши грехи? Действительно ли мы так тяготимся ими? Действительно ли жаждем избавления, исцеления от них, а не просто с сожалением из раза в раз констатируем перед исповедальным аналоем: да, мы плохие, ну что, все так живут!

Вот в отрывке из Евангелия, которые мы сейчас слышали, как Иисус шел мимо Иерихона в Иерусалим на праздник Пасхи (Лк. XVIII, 35-43). Ученики и паломники теснились вокруг Него, чтобы не упустить ни одного Его слова. Жители Иерихона, которые сами не могли идти с Иисусом на праздник, выходили к дороге, чтобы приветствовать паломников, услышать что-то новое. Кто-то стоял, кто-то садился у дороги.

В этой толпе сидел какой-то человек. Он был слеп. Мы не знаем ни его имени, ни обстоятельств его жизненной трагедии. Он внезапно появляется в повествовании, чтобы сосредоточить наше внимание не на его личных качествах, а на сути происходящего.

Слепой узнал о приближении Иисуса Христа, услышав приветственные крики проходивших мимо паломников, сам немедленно стал кричать, моля Иисуса о помощи и исцелении.

Кричал он громко и тем нарушал внешнюю благопристойность происходящего. Интересно, что люди, слушая проповедь Христа о милосердии и любви, о необходимости покаяния и сострадания, стали возмущаться тем, что из-за криков слепого не могут расслышать слова Христовы.

Как часто и мы отворачиваемся от проблем наших ближних, членов нашей семьи, товарищей по работе, из самых благочестивых побуждений.

Но слепой всё кричал. Если в начале для описания его крика апостол использует слово “ἐβόησεν”, что означает громкий крик для привлечения внимания, то дальше слепой, понимая, что мимо проходит его последний шанс на нормальную жизнь и счастье, уже “πολλω̨̃ μα̃λλον ἔκραζεν”, что означает непроизвольность крика, указывающий на крайнее отчаяние слепого.

Но ведь и мы часто кричим от горя, обращая к Богу слова из глубины души. Но часто не получаем просимого. Почему? Что было в крике слепого особенного?

Сам Христос ответил на это так: “вера твоя спасла тебя”. Он услышал в крике слепого веру и исцелил его. Веру в Него, как в Спасителя, жажду не просто исцеления, но спасения души.

Не громкий крик, не отчаяние, не страх перед смертью, не страдания от слепоты, а вера спасла слепого.

Если вот так, из глубины страдающего сердца мы зовем ко Христу, желая не только исцеления, но и спасения души, то Он снисходит к нам, исцеляет нас.

Но может и не прийти, как не защитил десятки тысяч новомучеников и исповедников Российских, зверски убитых толпой бесновавшихся строителей нового, казавшегося справедливым мира. Десятки тысяч людей, предпочетших смерть за Христа жизни без Него.

Их страдания и кровь — напоминание всем нам, где наши ценности и наши ориентиры. А еще это напоминание того, что учение Христа — это не столько слова, сколько дела.

Мы вслед за равноапостольным князем Владимиром приняли православие не для того, чтобы развлекаться красивыми рассуждениями о нравственности. Мы конечной своей целью должны иметь жажду спасения, о которой только и стоит взывать, кричать ко Христу в глубине своей души. Даже если мы не видим опасности своего положения, мы можем осознать её размер, потому что исправить трагедию человека может лишь Сам Бог, только чудо боговоплощения.

И Высокий Бог пришел к нам на помощь.

А нам надо бы постараться быть хоть немного достойными тех наших соотечественников, кто показал нам в циничные и страшные десятилетия Российской истории удивительный образец веры, приводящей к Жизни вечной.

Аминь

Оставить свой комментарий

*

code