Последнее обновление: 15 октября 2017 в 20:36
Подпишитесь на RSS:

Игумен Силуан (Туманов). Проповедь на Литургии 4 февраля 2017 года

28 марта 2017

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Дорогие отцы, братья и сестры!

В этот год – год столетия воспоминания о русской революции, русской катастрофе, которая началась в этом городе, для каждого православного особенно важно понять, как же так получилось, что в стране, в которой тысячу лет проповедовалось Евангелие, в которой корни дивные пустила православная вера, которая прославилась столькими святыми угодниками Божьими, несмотря на ежедневные проповеди, подавляющее большинство жителей России так равнодушно отнеслись не только к Православию, но и к элементарным нормам морали и нравственности, так легко начали братоубийственную войну.

И эти размышления нам необходимы не для того, чтобы в очередной раз ткнуть пальцем в наших неверующих современников: «вот смотрите, какие они грешники, как они плохо и неправильно живут, то ли дело мы, спасающиеся?» Конечно же, нет!

Об этом мы размышляем для того, чтобы в первую очередь помолиться. Помолиться о том, чтобы мы сами были достойны звания христианина. И те люди, которые живут вокруг нас, видели, глядя на нас, не наши грехи и недостатки, которых множество, иначе бы нам не было смысла каяться здесь, в Таинстве Святой исповеди, но видели бы Христа – Бога, Которого мы сами в своей жизни не видим, полностью погруженные в житейскую суету.

Сегодняшнее евангельское чтение, а их вы слышали два, говорят нам об очень сложных, но тем не менее важных для духовной жизни вещах.

Первое чтение посвящено памяти апостола Тимофея, которого мы сегодня прославляем. Там есть слова, которые помогают нам отчасти понять суть происходящего в этом мире, ответить на заданные выше вопросы.

Господь говорит о том, что люди, готовые проповедовать Евангелие, должны уповать на Бога настолько, что выходя на проповедь, не должны брать с собой кошелек, рюкзак, лишнюю пару обуви. Упование полное и абсолютное! Что встретите на пути, тем и довольствуйтесь! Даже более того, кто откликнется на вашу проповедь, тот и избран Богом! А кто не откликнется, тот сам осудил себя. Если будет в доме сын мира, то почиет на нем мир ваш! А если нет, то к вам возвратится. В доме том оставайтесь, ешьте и пейте, потому что трудящийся достоин награды за свои труды. А если придете в другой город, и вас выгонят, то оттрясите прах с обуви, не огорчайтесь: знайте, что приблизилось Царство Божие и неверие получит своё осуждение – об этом сказано в сегодняшнем Евангелии.

Конечно же, довольно самонадеянно думать, что мы с вами можем произнести слова более сильные, что произносили апостолы Христовы, чтобы привлечь к Богу множество народу. И это неудивительно, потому что вера наша слабее.

Но совершенно очевидно, что всё, что мы делаем, должно быть не столько для того, чтобы кого-то ещё привлечь к Церкви, а для того, чтобы оставить в Церкви самих себя.

И если у нас есть желание самим всё больше и больше становиться людьми церковными и верующими, в таком случае и люди, глядя на нас, могут захотеть быть с нами в Церкви. Но только в том случае, как сказано в Евангелии, «если они сыны мира», то если в них есть тяга к Богу.

Поэтому не стоит унывать и особо критично смотреть на Церковь Христову, если видим, что наш сегодняшний успех проповеди не так велик, как хотелось бы. Те, кто «сыны мира», те откликаются на зов Божий, те, кто не желает откликнуться… ну, мы можем как угодно проповедовать им, но заставить людей быть святыми мы не можем.

Подобное мы видим на протяжении всей истории России. Те люди, которые желали услышать Христа, приносили плод, достойный покаяния. Те, кто не желали, при первом же удобном случае сбрасывали с себя православие, как пелену или плащ.

Второе евангельское чтение тоже довольно интересно. Господь говорит о том, что надо всегда молиться и не унывать. Но в подтверждение этой мысли он приводит довольно странный пример. Он рассказывает о несправедливом судье, которого постоянно оскорбляемая обидчиками женщина всё время допекает и требует от него восстановить справедливость.

А судье было все равно! Как написано в Евангелии, он и Бога не боялся, и людей не стыдился. Но и ему надоело, что его постоянно донимает эта женщина. И он решил: ну, ладно, так и быть, чтобы она меня не донимала, уж исполню её просьбу!

И вот Господь говорит дальше, не сравнивая себя и Бога с этим человеком, с этим несправедливым судьей, а упрекает нас, слушателей: «Если даже такие люди, как этот судья, могут быть справедливыми, могут обратиться навстречу вашим нуждам, неужели вы думаете, что Бог, сотворивший вас, Бог, дающий каждое мгновение силу жить каждому человеку на земле, не способен откликнуться на вашу молитву?! Неужели, вы полагаете, что Он настолько несправедлив, как и этот судия? Неужели вы, слушатели этого слова, настолько разуверились в Боге, и в силе Его всемогущества, что готовы сравнивать Его с несправедливыми людьми только потому, что немедленно не получили просимое?!».

Это именно укор каждому, кто пытается видеть в Боге лишь исполнителя желаний, но не имеет никакого личного стремления к Богу, не имеет любви ни к Богу, ни к ближним.

Примечательно, что этот отрывок Евангелия заканчивается так: «Но Сын Человеческий найдёт ли веру на земле, когда придёт судить живых и мертвых?»

Только что речь шла о том, что Бог всегда помогает людям. Что вера должны укрепляться от постоянных свидетельств милосердия Божьего. Но, тем не менее, Господь довольно пессимистично спрашивает Сам Себя: найдёт ли Он веру на земле, когда придёт к нам в конце истории?

Так что зависит это, конечно, не от того, насколько Церковь проповедует, не от того, насколько благоустроены храмы… Зависит это в первую очередь от того, насколько серьёзно мы относимся к своему собственному христианству, от того, насколько серьёзно мы сами с вами благоустраиваем храм своей души.

Большинство из нас прекрасно знает, как надо веровать, и как надо себя вести в храме и вне его. Мы с вами знаем, что не надо отвечать злым словом на зло, не надо раздражаться. Надо стараться исправлять в своём поведении всё то, что оскорбляет и унижает, мешает жизни другим людям. Всё мы это прекрасно знаем, … но живём как прежде.

Вот и ответ, почему так получается, что христианская вера постоянно проповедуется, но найдёт ли Христос веру на земле – неизвестно.

Дай Бог, чтобы каждый из нас стал живым ответом на этот вопрос. Чтобы каждый из нас в той или иной степени, приходя в храм, причащаясь Святых Христовых Тайн, исповедуясь, каясь в своих грехах, понемногу умножал веру на земле. И тем более тогда, когда кажется, что вокруг лишь одна несправедливость, вокруг лишь судии неправедные и жестокие.

Мы должны помнить слова Евангелия, которые сегодня предложены нашему вниманию: «Бог разве не защитит избранных своих, хоть и медлит делать это?!» Это «замедление» справедливости – шанс нам испытать свою веру и укрепить её.

Тогда найдёт Господь наш Иисус Христос веру, когда придёт судить живых и мертвых.

Нашу веру.

Аминь.

 

Оставить свой комментарий

*

code