Последнее обновление: 22 сентября 2017 в 20:50
Подпишитесь на RSS:

Игумен Силуан (Туманов). Проповедь на Литургии 26 февраля 2017 года

28 марта 2017

Во имя Отца, и Сына, Святаго Духа!

Дорогие отцы, братья и сестры!

Мы с вами вплотную приблизились к святому Великому посту и Церковь через подбор евангельских чтений в последние два воскресения перед постом, напоминает о том, что будет на Страшном Суде, и о том, что когда-то уже было в человеческой истории – об изгнании людей из Рая.

Ожиданием скорого Суда жила первохристианская община. Апостолы заметно чаяли, жаждали скорого прихода Господа: «наступил уже час пробудиться нам от сна, ибо ныне ближе к нам спасение, нежели когда мы уверовали. Ночь прошла, день приблизился. И так отвергнем дела тьмы и облечёмся в оружие света. Так, днем будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям, ни пьянству, ни сладострастию, ни распутству, ни ссорам и зависти, но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечение о плоти не превращайте в похоти» (Рим. 13, 11 – 14, 4). Это не только свидетельство несбывшегося ожидания скорого пришествия Христа еще при жизни апостолов. Так апостол Павел описывает то, чем нам и предстоит заниматься в течение Великого поста.

Это не так просто, как кажется.

«Немощного в вере принимайте без споров о мнениях», пишет святой Павел, а мы в спорах порой задушить готовы ближнего своего. «Ибо иной уверен, что можно есть все, а немощный ест овощи. Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его. Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он, или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его».

Воспоминание о неотвратимости Страшного Суда обычно угнетает сознание человека, может ввергнуть в уныние. Но для христианина Страшный Суд – это время личной встречи с Богом. С Тем, к Кому во время земной жизни были обращены все молитвы, все движения души, всё упование. Следовательно, это событие не только трагичное и печальное, потому что мы будем подвергнуты праведному осуждению, но и радостное – от встречи с Богом.

И это помогает нам понять, что воспоминание о Страшном Суде и об изгнании из Рая не повод для того, чтобы одеться к черное, в одиночестве сесть на лавку, подпереть голову и вздыхать: «Ах, Господи, по грехам своим изгнан я из Рая! Ах, Господи, вот пройдет сколько-то времени, уж немного мне осталось жизни на земле, и я попаду на Страшный Суд и там буду осужден в муку вечную», и так далее ­– сплошное уныние.

Церковь предлагает поразмышлять над этим не для уныния, а для того, чтобы мы вспомнили, что, собственно говоря, будет главным критерием нашего с вами осуждения или оправдания на Страшном Суде: пройдут испытания Страшного Суда те, кто обратили внимание на страдания и нужды своих ближних, окружающих нас людей.

Не те, кто эгоистически сосредоточились на достижении личной праведности, потому что нет никого праведного на земле, кроме Господа нашего Иисуса Христа и Его Пречистой Матери. Так или иначе, все святые согрешали, заблуждались, имели ошибочные мнения, но, тем не менее, они были приняты в сонм праведников, потому что они в жизни своей жаждали, как апостол Павел сказал, «одеться в Господа Иисуса Христа, облечься в Него». То есть все мысли, слова, поступки совершать только в соответствии с заповедями Божьими, мысленно предстоя перед престолом Божьим.

И сегодняшнее евангельское чтение укрепляет перед постом нас именно в этой мысли. Не для отчаяния и уныния, не для бесполезного самобичевания предлагает нам Церковь эти страшные воспоминания-размышления о прошлом и будущем. Церковь предлагает их нам для того, чтобы мы с бо́льшим усердием постарались потрудиться ради своих ближних.

Обратите внимание, сегодняшнее чтение полностью посвящено взаимоотношениям с другими людьми: «Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный. А не будете прощать – и вам Отец Небесный не простит согрешений ваших. Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову свою, и умой лице своё» (Мф. 6, 14-21).

Напомню, что для Иудеи 2000-летней давности это равноценно использованию парфюмерии и косметики, праздничной формы одежды, как наши бальные платья и смокинги. Это высшая степень явления себя обществу во всей красоте. То есть пост – это праздник для христианина, а не время траура и показных рыданий. «Чтобы явиться постящимися не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который в тайне. И Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно».

И ещё одна удивительная мысль выражена в сегодняшнем Евангелии: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и где ржа истребляет, и где воры подкапывают и крадут. А собирайте себе сокровища на Небе, где ни моль, ни ржа не истребляют. Ибо где сокровища ваша, там будет и сердце ваше».

Сколько атеистических карикатур нарисовано и фильмов снято, издеваясь над этими словами. Там пухлые представители Церкви предлагают всем поститься и «собирать сокровища на Небеси», но, конечно же, сами не забывают о сокровищах и их успешно собирают на земле.

Извращения всякие бывают, но по крупному счету всё это мимо цели. Смысл слов Евангелия не в том, чтобы нам отказаться от необходимого для пропитания. Смысл Евангелия сегодняшнего чтения, как сказал апостол Павел, в том, чтобы мы не превращали попечение о плоти в похоть, в чрезмерное ублажение плоти. Соответственно и здесь речь идет не о том, чтобы мы сейчас же немедленно всё своё имущество куда-то отдали, кому-то раздали, сели на лавку и ждали, когда придёт конец света, и мы наконец-то умрём, потому что жить уже не на что.

Если мы раздадим всю свою одежду, мы замёрзнем. Если автомобилисты откажутся от автомобиля, то будет значительно сложнее жить и трудиться. А как кормить семью, а остальные попечения? Неужели Господь требует от нас именно такого радикального отрицания всякого имущества? Да, конечно же, нет! От нас требуется лишь не превращать элементарное попечение о теле и душе, и духе в потакание тонким страстям и похотям.

Сокровища на Небе мы собираем, когда обращаем внимание на ближних своих, и они являются ходатаями за нас перед престолом Отца нашего Небесного. Когда у нас есть возможность кому-то помочь материально – помогаем, помочь добрым словом – помогаем…

Помните, в прошлое воскресение в Евангелии читалось: накорми голодного, напои жаждущего, посети в темнице или в больнице человека, который жаждет твоего визита, твоего посещения. Попробуй сделать всё это! Потому что это и есть собирание тех самых сокровищ, о которых говорится в Евангелии.

И в таком случае всё то, что ты имеешь в жизни, много ли это рублей, или мало рублей, много ли это имущества или мало имущества, в таком случае всё это уже не загородит от тебя Бога, потому что не становится преградой между тобой и твоим ближним.

Вот так Великий пост для нас становится поводом пересмотреть своё отношение к окружающему миру и к окружающим нас людям. И то, ради чего собственно мы и ходим в церковь, ради чего мы и призываем имя Христово – спасение нашей души – становится уже не каким-то гипотетическим, когда-то в будущем ожидаемым нами моментом. Это уже сегодня, здесь и сейчас, потому что «ночь прошла, а день приблизился»!

Аминь!

 

Оставить свой комментарий

*

code