Последнее обновление: 22 апреля 2024 в 15:37
Подпишитесь на RSS:

Игумен Силуан (Туманов). Проповедь на Литургии 22 ноября 2015 года.

24 ноября 2015

Мы приходим в храм Божий, как правило, в результате больших проблем. Приходим что-то просить у Бога – здоровья, счастья, достатка. Мира для наших ближних, мира в семье, мира для Отечества.Силуан11

Поэтому для нас так близки и теплы слова Евангелия, в которых повествуется, как сегодня, об исцелениях, о сверхъестественной помощи Бога человеку. Мы слышим сегодня об исцелении кровоточивой женщины, и о воскрешении дочери Иаира (Лк., VIII, 41-56). И само название празднуемой сегодня иконы Божией Матери «Скоропослушница» греет нашу душу. Все эти святые слова вселяют в нас надежду.

И мы знаем, что наши надежды не напрасны.

Но опять же мы знаем, что, пожалуй, нет на Земле ни одного человека, все просьбы которого были бы исполнены Богом. Потому что сердце наше повреждено, и мы далеко не всегда просим того, что нам на пользу и, может быть, на пользу нашим ближним.

Что-то приходит в нашу жизнь, меняется, что-то нет. Мы отчаиваемся и снова надеемся, и снова просим.

А все это время Бог незримо стоит рядом с нами и ждёт. Ждет, когда мы, наконец, увидим Его Самого, захотим приблизиться к Нему не ради благ, не ради получения здоровья, счастья, достатка, а ради Него Самого. Потому что в этом и есть смысл жизни каждого христианина: встретить в своей жизни Бога, примириться с Ним и войти в Его Царствие.

Но это происходит редко, потому что как ребёнку для ответственного отношения к родителям нужно повзрослеть, так и нам, чтобы увидеть за невидимой рукой помощи Божией Того, Кто нам помогает, требуется определённая мера духовного взросления. Надо многое в себе менять. И, в первую очередь, менять свое отношение к жизни.

А это довольно болезненный и длинный процесс. Поэтому в большинстве своем мы выбираем легкий путь и в основном мы ведём себя как дети. Мы все время просим, плачем, но даже если получаем то, что просим, порой даже не видим ценности этого, не благодарим Бога за это, поэтому и не удерживаем данные Богом дары. Мы черствы и лицемерны, близоруки и злы.

Слыша сегодняшний отрывок из Евангелия, мы как в зеркале можем увидеть себя в плакальщицах в доме Иаира. Они рыдали по своим служебным обязанностям. Их специально приглашали на похороны, чтобы они создавали видимость общего горя.

Их слезы фальшивы. Мы слышим, что, когда Господь сказал им, что «девица не умерла, но спит», они тут же от рыдания перешли к смеху. И смеялись над Господом.

И мы подчас посещаем храм Божий без живого искреннего чувства. Без благодарности Богу. Создаем видимость молитвы. Надо прийти? Ну ладно. Выберемся раз, два раза в месяц. Чтобы отстоять службу и вернуться к прежней жизни.

А это значит, что мы не доверяем Богу. И также, как и у этих евангельских персонажей это дежурное богослужебное, молитвенное, как нам кажется, чувство сразу по выходе из храма сменяется смехом над Богом, недоверием к Его обещаниям.

Нет, мы не настолько безумны, чтобы открыто смеяться над Христом. Но несерьезность нашу выдают наши дела: устами мы исповедуем христианство, а делами противимся ему.

Казалось бы, это понятно. Да, мы плохие. Зачем это из раза в раз повторять? Сколько можно говорить об одном и том же? О нашем бытовом язычестве, о нашем равнодушии к Богу?

Но ведь есть слова, которые мы не устаём повторять: «подай, Господи, исполни нашу просьбу, Господи!»

Значит, проблема-то не в повторении слов, а в том, что мы смирились со своим падением. Независимо от возраста и опыта, мы слишком быстро растеряли здоровую юность, дерзость души. Ту благоразумную дерзость, с которой кровоточивая женщина, измученная болезнью, прикоснулась к Богу. Все свое имущество она потратила на врачей, но не получила исцеление. И исцелилась лишь, сквозь стыд и страх прикоснувшись к Богу.

И мы через несколько минут прикоснемся к Чаше причащения Тела и Крови Господа и Бога, и Спасителя нашего Иисуса Христа. Со стыдом и страхом, с молитвой об исцелении нашего черствого сердца.

И дерзновенно ждём от Бога обновления души от этой дерзости, желанной Богу. Она гораздо для Него важнее, чем мирное и благочестивое засыпание, потому что приводит к покаянию.

И да поможет нам Господь Бог в намерении обновить нашу жизнь по слову псалма: «обновится яко орля юность твоя» (Пс. 102, 5). Чтобы жизнь наша, по слову Писания, стала юной, живой, действенной. Чтобы во всем мы видели Руку Божию, а за ней увидели Самого Бога.

Аминь.

Оставить свой комментарий

Нажимая на кнопку ниже, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и принимаете политику конфиденциальности.