Последнее обновление: 22 сентября 2017 в 20:50
Подпишитесь на RSS:

Игумен Силуан (Туманов). Проповедь на Литургии 2 октября 2016 года в Храме свв.апп. Петра и Павла

8 октября 2016

Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа!

Дорогие отцы, братья и сестры!

Продолжаются дни попразднства праздника Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня! И, естественно, что в эти дни Церковь предлагает нашему особому вниманию отрывки из Священного Писания, раскрывающие смысл Креста Господня, смысл распятия и смысл крестоношения, как одного из важных главнейших аскетических подвигов каждого православного христианина.Силуан 18

На эти дни пришлось много праздничных богослужений, во время которых мы так или иначе вспоминали о Кресте. Вспоминали, что несение Креста – это не столько терпение трудностей и проблем, которые встречаются в жизни, сколько понимание, ради чего мы крест несём по жизни.

Сразу после того, как Господь произносит известные слова – «кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» ¬–Он говорит: «какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Мк. 8, 34 — 9, 1).
То есть тем самым подразумевается, что несение креста, перенесение тех или иных трудностей, в первую очередь, подразумевает спасение души человека. Не просто безропотное, пассивное перенесение трудностей, не пассивная жизненная позиция, которую часто путают со смирением. Это не крестоношение.

Крестоношение всегда подразумевает заботу о спасении своей души.

И отсюда мы делаем для себя важный, впрочем, совершенно очевидный, вывод: крестоношение заключается не только в том, чтобы терпеть нападки и оскорбления от окружающих нас людей, но чтобы, в первую очередь, справиться с самым главным драконом, который воюет с нами всю нашу жизнь, начиная от рождения, и кончая последними минутами нашей жизни: с драконом нашего собственного характера, с драконом нашего эгоизма.

Никто не считает себя плохим человеком на самом деле. В глубине души, чтобы мы ни говорили, каждый считает себя вполне хорошим человеком. И если мы иногда на кого-то срываемся, говорим какие-то злые, обидные для других слова, если бываем несдержанны, то мы, как правило, оправдываем это важностью воспитания, смирения и прочими приличными целями.
Но никакое наше слово, доброе или злое, не продиктованное любовью и искренним отношением к человеку, не имеет значения для спасения души, для вечности.

И вот это, пожалуй, самое тяжелое, самое сложное в христианской жизни. К терпеливому перенесению страданий и скорбей мы более-менее привыкли. Такова наша жизнь. Но снабдить каждое своё слово, каждую свою мысль, каждый свой поступок искренней и нелицемерной любовью – вот это непосильная подчас для нас задача.

А любовь, как мы уже отмечали – это не просто благожелательное отношение к человеку, который нам приятен. Любовь – это преодоление своего эгоизма. Только так и можно понять, почему Христос говорит «любите врагов ваших». Мы друзей-то не всегда любим, мы любезных-то нам людей иной раз так можем словом ударить, что мало не покажется. А тут врагов!

Вот этот крест, крест любви, пожалуй, является самым тяжелым крестом из тех, которые предлагается нам понести по жизни. Но, тем не менее, он важен и приводит к спасению нашей жизни, независимо от того, сколько в ней скорбей: две или миллион.
Вот сегодня мы слышали, как приходит «законник» – изучивший досконально Священное Писание человек, искушая Христа, и спрашивает: «Учитель, какая наибольшая заповедь в Законе?» Просто слышен ядовитый тон лицемерного уважения в словах этого человека. Но Христос ему отвечает спокойно, с любовью: «Возлюби Господа Бога, возлюби ближнего своего. На этих двух заповедях Закон и пророки ви́сят» (Мф. 22, 35-46).

Мы с вами уже говорили, что раньше еврейские буквы писались под чертой, которая специально прочерчивалась, чтобы строчки в книгах были ровные. Мы пишем над чертой в прописях, и с нашей точки зрения висящие буквы неуверенно подвешены. А с точки зрения древнего мира, наоборот, это значит, что они утверждены на серьезном основании.

Так вот Закон и пророки, то есть вся совокупность евангельского Благовестия, вся совокупность канонического права, вся совокупность взаимоотношений между людьми в Церкви, оказывается, укреплены на этих двух заповедях: на любви к Богу, и на любви к ближнему.

А любовь к Богу, это вот опять, не сектантская улыбка до ушей и вечное «люблю Тебя, Иисус!» Любовь к Богу – это когда мы, уставшие после рабочей недели, утром в воскресение выдираем себя из кровати, из домашнего уюта, берем за загривок и несём себя в храм Божий – вот это любовь к Богу.

Любовь к ближнему – это тогда, когда справедливо хочется ответить человеку всё, как есть, а сдерживаешь себя и думаешь: а я хотел бы, чтобы мне также ответили? И вот из таких вот удерживаний себя и складывается практическая, деятельная, не романтическая любовь. Не любовь из улыбок и открыток, а настоящая, которая постепенно преображает человека, меняет его, делает соразмерным Царству Небесному. Откалывает лишние куски, чтобы эти острые края не помешали нам войти в Небесное Царство, врата которого – узкие «игольные уши».
Вот тот крест, который действительно спасителен для каждого из нас. Не просто несение скорбей с постоянным ропотом на Бога, на ближних, на соседей, на детей, на правительство, на государство, еще на кого-то, на заокеанских каких-то «вредоносцев», еще на кого-то…

Не копчение неба упреками, а благодарность Богу за всё! За радость от того, что мы, не заслуживающие ничего, позваны Господом нашим Иисусом Христом в Церковь, и имеем здоровье, имеем возможность собираться в храмах, молиться и благодарить Господа Бога.

Эта радость помогает нам нести крест любви. А крест любви помогает нам нести и крест скорбей и страданий.

Дай Бог, чтобы все эти кресты мы подняли и достойно пронесли по жизни. И да поможет нам в этом и наш Ангел-Хранитель, и наши небесные покровители, и святые апостолы Петр и Павел, которые каждое воскресение предлагают нам духовную мудрость, чтобы мы не только по названию, но и по делу становились христианами.

Аминь!

Оставить свой комментарий

*

code