Во имя Отца и Сына, и Святого Духа!

Христос воскресе!

Дорогие братья и сестры!

Сегодня из святого Евангелия нам на литургии предлагается два чтения, потому что к празднику третьей субботы после Пасхи добавляется молитвенное поминание великой угодницы Божьей – святой блаженной матроны Московской. (Деян., 22 зач., IX, 19-31. Ин., 52 зач., XV, 17 — XVI, 2. Гал., 208 зач., III, 23-29. Лк., 33 зач., VII, 36-50).

Её икона, благолепно написанная и заботливо украшенная трудами наших прихожан, встречает у входа в храм всех, кто желает помолиться Господу Богу, попросить Господа Бога через святую Блаженную Матрону о том, что ему необходимо и полезно.Силуан 25

Не случайно мы связываем необходимое и полезное. Первое определяем мы сами – второе оставляем на усмотрение Господа Бога. Входя в Церковь, мы привыкаем ограничивать все прошения о своей пользе молитвой «Отче наш», по заповеди Божьей.

Когда мы молимся о хлебе насущном, мы просим не только о том, чтобы Господь дал нам пищу, необходимую для проживания в течение еще одного дня. Мы молимся в первую очередь о пище духовной, главная и есть основная пища. Молимся о достойном причащении Святых Христовых Тайн.

Если мы внимательно вслушивались сегодня в чтение апостольское и евангельское, то обратили внимание на то, что два отрывка начинаются с приема пищи.
Апостольское чтение повествует об обращении апостола Павла, который был гонителем христиан Савлом, а стал последователем Христа Павлом. И он, как написано в деяниях святых апостолов, приняв пищи, укрепился, и тотчас стал проповедовать об Иисусе Христе, что Он есть Сын Божий. Понятно, что здесь святой Лука рассказывает не о том, что апостол Павел просто пообедал. Понятно, что здесь речь идет о некой особой пище.

Что это за пища? Мы вправе предположить, что это и есть церковная молитва и Евхаристия.

Вспомните. Речь ведь идет о том, как после того, как апостол обратился ко Христу, увидел особое знамение и чудеса от Него, лично встретился таинственным образом со Христом, он, тем не менее, не отталкивает Церковь. Павел, хоть и не через Церковь пришел к вере во Христа, входит в Церковь, входит в число апостолов, разделяет трапезу с ними. И мы понимаем, что эта трапеза – Евхаристия.

Это очень важный для нас момент, напоминающий о незаменимости Церкви Христовой для подлинного богопочитания.

Это пример, напоминающий о том, что, независимо от того, какой был у нас предшествующий жизненный и духовный опыт, мы обязаны приходить в Церковь, причащаться Святых Христовых Тайн, исповедовать грехи свои и открывать сердце своё перед Господом Богом, если желаем быть Христовыми.

И Господь принимает нас, как мы слышим в следующем Евангельском чтении, тоже начинающимся с упоминания о пище.

Некто из фарисеев просил Иисуса разделить с ним ужин, и Христос пришел в дом этого фарисея. И в этот момент женщина-грешница, в которой Святое Предание видит святую Марию Магдалину, приступила к Иисусу, неся драгоценное масло – миро, приобретенное на заработанные отнюдь не праведным трудом деньги. Примечательно, что Христос не осудил её и не отверг её неправедные деньги.

Многие сегодня упрекают Церковь: «У вас там бандиты жертвуют на храм Божий, да и ещё из грешников и грешниц что-то там пожертвовал. А точно ли эти люди на сто процентов православные? Не изменяет ли Христу Церковь, принимая от них деньги или подарки?»

Но ведь смешно так думать! Не бывает на сто процентов покаявшихся и стопроцентно грешащих. Всегда обязательно есть какой-то процент сомнения, и в том, и в другом. И именно поэтому Церковь Христова никогда не выносит своего окончательного определения о человеке, пока он не ушел из этой жизни. Всегда есть возможность вернуться, покаяться, или, наоборот, упасть и потерять весь тот духовный багаж, который был накоплен в праведной жизни. И примеров тому множество.

Но главное, что Господь принимает наше покаяние, даже если оно несовершенное, робкое, неубедительное для глаз окружающих. Если человек просто приходит в храм и помогает храму, это прекрасно. А если в результате происходит некое изменение жизни, некое желание полностью поменять свою жизнь это и приветствуется Господом нашим Иисусом Христом.

Господь, видя недоумение фарисеев, презиравших блудницу, рассказывает им притчу про двух должников, которым обоим был прощен их долг. Один много был должен, другой мало. Кто поблагодарит Бога? Конечно тот, которому много было прощено. Он понимает, что никаким естественным путем не простился бы ему такой долг. Это милость Божия.

И мы с вами, слыша Священное Евангелие, понимаем, что оно не просто напоминает об историческом случае. Оно прочитано нам для того, чтобы здесь и сейчас мы его услышали, и подумали: «А может нам тоже многое прощено? Может нам тоже надо быть благодарными Господу Богу?»

Ведь далеко не все мы работаем при храме, у большинства из нас довольно светский образ жизни, и зарабатываем светским трудом. Приходя в храм, мы предлагаем Господу Богу помимо своих пожертвований еще свое время, которое мы могли бы потратить на отдых. Мы предлагаем Господу Богу свою молитву, силы своей души. Мы эту жертву приносим Господу Богу, потому что мы слышим в Евангелии, что Господь не отвергает тех, кто с чистым сердцем приносит ему дар своей души.

Вот такой была прославляемая сегодня святая блаженная Матрона. Она стала святой не в одночасье, таковой признала её Церковь уже после её кончины. Но все те, кто при жизни с ней сталкивались, понимали, что они общаются не с человеком, который живет по суетным ветрам головы своей, а общаются с человеком, ум которой полностью погружен в Богомыслие, полностью погружен в молитву.

И это пример всем нам. Мы, конечно, не творим каких-то особых чудес. Более того, подчас мы боимся вести жизнь более-менее христианскую, потому что понимаем, что за это мы сразу получим искушения, получим проблемы. Об этом прямо в Евангелие сказано: «Наступит время, когда всякий убивающий вас, будет думать, что тем самым он служит Богу».

Подтверждение этому мы видим. Все слышали, как и в Сирии, и в Ливане, и в Египте убивают христиан только потому, что они не отказываются от своего звания, от своего имени христианина. Но хоть в нашем славном городе и не убивают за то, что ты христианин, часто могут словом поддеть так, что мало не покажется. Слово может быть и орудием пытки, и орудием смерти духовной.

И для нас, христиан, это особенное напоминание. Часто, даже когда есть, что сказать в ответ, лучше промолчать. Промолчать и отдать всё на суд Божий. Потому что если мы Божии, то Господь найдет, как защитить нас. Если же мы живем по ветру своей головы, то Господь обязательно попустит нам какое-то испытание и искушение, чтобы мы всё лишнее из своей жизни выгнали, а оставили только то, что помогает нам оставаться Христовыми. Ведь только в том случае всё, происходящее в нашей жизни, обретает смысл, если мы Христовы. Тогда только есть смысл поститься, есть смысл собираться в храме Божием по воскресеньям, субботам и праздникам, и молиться. Если мы Христовы, то есть смысл напитывать свой ум происходящим в храме: священными текстами, священными напевами, чтобы этим жить оставшееся время. Если мы Христовы, то мы тогда и жизнь свою как-то подберем и лишний раз подумаем, а стоит ли делать это, говорить ли то?

Если мы Христовы, то мы и Пасху Божию празднуем не просто как милый русский обычай, которым после сорока дней поста сменяется воздержание, когда есть возможность поесть вкусной пищи. Пасху мы встречаем как радость души. Мы её встречаем как Пасху нетления и спасения, мы её переживаем как некое важное событие в своей жизни, и сердце откликается на это, и мы понимаем, что без Пасхи наша жизнь уже не та. Без празднования Воскресения Христова мы уже не можем с чистой совестью сказать, что мы христиане.

Вот о чём сегодняшнее Евангельское чтение. Много в нём заложено смысла, но главное для нас понять, что если мы с Богом, то не стоит бояться ничего, потому что Господь воскрес и нас совоскрешает с собою.

Аминь.