Последнее обновление: 25 сентября 2017 в 21:24
Подпишитесь на RSS:

Игумен Силуан (Туманов). Проповедь на Литургии 16 мая 2015 года

9 ноября 2015

Христос Воскресе!

Продолжаются дни празднования Святой Пасхи и до её отдания мы возглашаем эти радостные слова, свидетельствующие о нашей вере в Воскресшего Господа, и о нашем доверии Ему.
И Евангельские чтения этих дней постоянно поддерживают нас в этом доверии, постоянно помогают нам укрепится в уповании на Господа Бога.
Силуан 24
В течение Великого Поста мы часто слышали с вами в Евангельских повествованиях призывы к покаянию, пересмотру своей жизни, к особому вниманию к своим мыслям, поступкам, делам.
Естественно, что в нашем представлении образ Господа лишён всякой иронии, мы не видим Его веселящимся, громко смеющемся. Протестантский образ вечно улыбающегося Иисуса не присущ православной традиции. Но вот сегодня в Евангелие мы слышим иронию, что редкость для Священного Писания (Ин., X, 27-38) .
Это напоминает нам, что образ Божий глубже, чем мы представляем Его себе, поэтому и постоянная скорбь, и вечная белозубая улыбка одинаково далеки от того, что сообщает нам Священное Писание.
Сегодня Евангельское чтение предлагает нам одну из многочисленных бесед Христа с не любящими Его евреями. С людьми, которые ходили по стопам Христа, чтобы подслушать что-то, как им казалось, скандальное, обличить Его в чём-то, зацепится за какое-то Его слова, исказить их, а потом бегать и радостно сообщать: «Ну вот! мы же говорили! вот слышали, что Он опять сказал? Кошмар какой-то»!
Это очень знакомый нам тип людей, и он не принадлежит только библейскому народу. В каждом народе есть такие люди, которые оживляются, смакуя недостатки других, выискивают эти недостатки, а если не могут их найти, то просто что-то выдумывают и потом злорадствуют: «Ну вот! Видите? Ну мы же говорили! В этой семье, в этой Церкви, в этой стране, у этих людей (и так далее, у всех списки разные) — все плохо! Видите? Мы же говорили!» И вот о таком сорте людей говориться сегодня в Священном Писании.
Они никак не решатся. Они одновременно готовы и признать Иисуса Мессией, и выискивают, чем Он не устраивает их. В их голове ветер. Им очень хочется сбросить ярмо римской оккупации, и вроде Христос подходит на роль народного вождя, но… всё время что-то не так. Вот они опять обступили Христа, чтобы задать Ему вопрос, интересующий каждого: «Долго ли Тебе держать нас в недоумении? если Ты Христос, скажи нам прямо». Его можно переформулировать так: «Если Ты Христос, то почему мы так несчастны? Скажи нам прямо о Своем могуществе и, самое главное, подтверди это делами! Сделай нас счастливыми и уходи, проповедуй другим дальше. Оставь нам наш культ и оставь наше сердце в покое. Мы хотим лишь сытой, благополучной жизни себе и своим детям»
Сердце их не было наполнено верой. Им не нужен был Бог, Мессия. Им нужно было лишь благополучие, достаток, свобода от римского гнета, возможность «отыграться» за многовековые поражения.
Поэтому Сердцеведец Господь отвечает им не прямо, а словами, исполненными надежды, напоминает им о подлинной свободе: «Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их; и они идут за Мною. И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек; и никто не похитит их из руки Моей. Отец Мой, Который дал Мне их, больше всех; и никто не может похитить их из руки Отца Моего. Я и Отец — одно».
И вот тут иудеи рассвирепели.
Часто спрашивают: если Христос Бог, то где об этом говорится в Евангелии? Но надо помнить, что Евангелие писалось в те времена, когда мышление людей сильно отличалось от нашего. Для иудеев того времени не надо даже было говорить – «я Бог». Достаточно было сказанных Христом слов, чтобы вызвать совершенно однозначную реакцию. И мы эту реакцию видим. Считавшие себя благочестивыми иудеи схватили камни, чтобы убить Иисуса. Он по сути назвал Себя Богом, но это было выше понимания толпы, было богохульством.
Смотрите, какой интересный тип людей: взбешённые ветром своей головы, они готовы постоянно хвататься за камни, но при этом они не отходят от Христа, ходят за Ним, слушают Его, чтобы «оскорбиться и возмутиться» при всяком кажущемся им удобном поводе.
Но не будем торопиться осуждать тех иудеев. И мы легко готовы бросить в Христа камни. Не буквально, конечно. Такими камнями бывают появляющиеся от всяких проблем душевные скорби, ропот, которыми мы бросаемся в Бога со словами: «Господи! Но почему вот у такого-то, такой-то всё в жизни хорошо и нормально, а у меня вот одни искушения?! Почему в такой-то стране всё прекрасно, а здесь у нас одни проблемы?! Почему нам так плохо? А ведь мы доверились Тебе!!!»
Вот этими камнями мы бросаемся в образ Божий, в долготерпение Божие и тем самым уподобляемся этим описанным в Евангелии неразумным людям.
Евангелие предостерегает нас, напоминает, что надо удалятся от ропота, стараться вести жизнь мирную, чтобы внутри нас был мир, и этот мир мы могли распространить вокруг себя.
И Христос подает нам пример такого мира. В ответ на словесные камни ропота Он отвечает спокойствием и даже доброй иронией: «Много добрых дел показал я вам от Отца моего. За которые из них хотите побить меня камнями?»
Сколько здесь кротости, сколько снисхождения к озлобленным людям, сколько спокойствия и мира! Но иудеи слышат только самих себя: «не за доброе дело хотим побить Тебя камнями, но за богохульство и за то, что Ты, будучи человек, делаешь Себя Богом». Видите, иудеи, в отличие от сегодняшних вопрошателей, прекрасно поняли, что слова Христовы свидетельствуют о том, что он Бог, о Его Божественном достоинстве.
Иисуса хотят убить, рядом разъяренная толпа, но Он все еще пытается достучаться до их сердца, продолжает с ними беседовать: «Иисус отвечал им: не написано ли в законе вашем: Я сказал: вы боги? Если Он назвал богами тех, к которым было слово Божие, и не может нарушиться Писание, Тому ли, Которого Отец освятил и послал в мир, вы говорите: богохульствуешь, потому что Я сказал: Я Сын Божий? Я Сын Божий, если же я не творю дел Отца моего, то не верьте мне, а если я творю, то, когда не верите мне, а верьте делам моим, чтоб узнать и поверить, что Отец во мне и я в нём».
И действительно, вскоре мы услышим о воскрешении праведного Лазаря и о самом главном — чуде воскресения самого Господа нашего Иисуса Христа, которое мы празднуем каждой день в жизни христианина и особенно в эти пасхальные дни. Действительно, эти дела ярче всяких слов свидетельствует о том, что Господь истинный Бог, Сын Божий, пришедший на землю, чтобы спасти каждого из нас.
И чтобы это спасение стало для нас реальностью, Господь основал Православную Церковь. Входя в неё через Святое Крещение, укрепляя свой дух и свои силы в причащении Святых Христовых Таин, мы таинственным образом укрепляемся для шествия путем спасения. Пока мы читаем о Боге, это проходит мимо нашей жизни, мы просто ум питаем. Поэтому Господь призывает нас изменить образ жизни, чтобы жить не ради удовлетворения эгоистических потребностей, а стараться выглянуть за крепостные стены своей души и посмотреть, кому и как мы можем быть полезными в этом мире.
Вот почему Господь призывает нас не подымать камни осуждения с глубины своей души, не осквернять свою жизнь отсутствием мира, стремиться быть миротворцами, сынами Божьими, твёрдо решившись делать дело Божие.
И если мы будем так выстраивать свою жизнь, то веруем и исповедуем по неложному обещанию Господа нашего Иисуса Христа, что спасёт нас Господь и поможет нам из этой жизни перейти в жизнь вечную, к которой мы готовимся, и молимся, чтобы Господь сподобил нас истинного Причащения Себе не только сейчас, но и в невечернем Царствии Своем, аминь.

Оставить свой комментарий

*

code