Последнее обновление: 22 ноября 2017 в 00:11
Подпишитесь на RSS:

Игумен Силуан (Туманов). Проповедь на Литургии 11 сентября 2016 года.

11 сентября 2016

Во имя Отца, и Сына и Святаго Духа!
Дорогие отцы, братья и сестры!

 

Сегодня к воскресному дню присоединяется память усекновения головы святого Иоанна Предтечи, поэтому Предтечево чтение предваряется воскресными рядовыми, и они, как и следовало ожидать, повествуют нам о Воскресении Христовом.силуан43

В Послании к Коринфянам, которое мы сейчас с вами слышали, апостол Павел – небесный покровитель нашего храма, говорит, что Евангелием мы спасаемся. Он специально употребляет глагол настоящего времени, чтобы подчеркнуть, что спасение – это процесс длиною в жизнь.

Суть Евангелия – и как книги, и как благой вести – в том, что Христос воскрес. Для нас, воспитанных в лоне Церкви, это совсем не новость. Но для слушателей Христовых и для слушателей апостола Павла это абсолютно новая весть, потому что большинство иудейских учителей того времени вообще отвергали саму мысль о том, что после смерти человека что-то ожидает.

Было представление о том, что человек, умирая, попадает в какое-то темное некое место – Шеол. А что там кого ждёт и как – это абсолютная тайна.

И вдруг с четкостью и определенностью и Христос, и апостолы возвещают, во-первых, о Воскресении Христовом, а во-вторых, как важное следствие Воскресения Христова, о воскресении каждого из нас.

А что это значит? Это значит, что тело, с которым мы воскреснем в конце земной истории, не просто, как говорили греческие философы, «гробница души», а имеет ценность в глазах Божиих. Тело, хоть и войдет в вечность измененным, но тоже включено в общее дело нашего спасения.

Эта вера в общее наше воскресение так важна для апостола Павла, что он особо подчеркивает: «Если вы не верите в то, что потом, в конце земной истории воскреснете со Христом, то тщетна ваша вера!».

Христос собирает к себе народ и после нашей физической смерти, потому что любит нас вне всякой справедливости или рациональности.

Мы слышим из послания святого апостола Павла, что после Распятия, в то время, как остальные ученики Христовы где-то прятались, считая апостола Петра предателем (и справедливо считая), Христос является ему одним из первых.

Тем самым Господь идет навстречу обидевшим Его быстрее, чем мы каемся и сознаем свои ошибки, чем мы сами приходим в себя. Богу чужда человеческая мстительность – это очень важный духовный закон. Месть губительна, и в качестве особого примера сегодня мы слышим, как она привела к гибели великого праведника – святого Иоанна Предтечи.

Святой Иоанн жил и умер ради истины. И эта смерть, к сожалению, закономерна, потому что человек, который несет людям глас Божий не только на словах, как большинство из нас, но и всеми своими делами, всей своей жизнью, неизбежно вступает в конфликт с совестью слушающих его людей и, соответственно, рискует своей головой.

Мы почитаем святого Предтечу, поём ему подобающие духовные песни, но стремимся ли сами быть похожими на него? Конечно, речь идёт не о том, чтобы одеваться в одежду из верблюжьей шерсти или есть каких-то насекомых, дикий мёд, уходить в пустыню. Хотим ли мы сами жить только ради истины?

Когда дело касается обличения грехов наших ближних, пожалуй – да, мы готовы на это. Но готовы ли мы возненавидеть и обличить свои собственные грехи и пороки, жить и умереть ради истины?

Читая Священное Писание и слушая его, особенно сегодня, мы, к сожалению, узнаем себя не в самых красивых персонажах новозаветной истории.

Вот Ирод, который одновременно услаждается и развратом, и проповедью Предтечи. Он боится праведника, но любит послушать его речи. Он не желает ему смерти, но одновременно не желает отказаться от привычной властной, разгульной и чувственной жизни и это приводит к трагедии.

Так и мы совершенно спокойно совмещаем в себе бурные увлечения политическими страстями, личную греховность самого разного толка с умилением в храме, с любовью к храму и богослужению, с чтением молитв. Больше боимся, как Ирод, смеха и презрения своих друзей, коллег по работе, своего начальства, чем последствий греха.

Вот Иродиада, которая добивается смерти единственного человека, осмелившегося говорить ей о её грехе, лишь бы заглушить голос совести.

Нет, мы, конечно, не убиваем тех людей, которые говорят нам зло, но мы разрываем, как правило, с ними отношения, чтобы не слушать неудобную нам правду. Символически убиваем и обесцениваем в своём сознании тех, кто напоминает, что мы далеко не всегда и не во всём правы.

Вот Саломея – дочь Ирода. Родители для неё лишь средство для достижения своих целей. А мы всегда ли благодарны родителям? Всегда ли мы благодарны своему начальству, правительству, в конце концов? Не видим ли мы в них и других окружающих нас людях лишь объекты для манипуляций, функции для достижения нашего личного комфорта?

Как жить, чтобы не быть похожими на убийц святого Иоанна Предтечи? Выход один – покаяние! Это привычное слово, которое должно привести к ряду непривычных для нас действий и решений.

С покаянием апостол Павел в сегодняшнем чтении называет себя извергом, показывая, насколько он не достоин той благодати, которая изменила его жизнь. И этим же он подчеркивает, что сам готов без обиды принять от людей любое обидное слово, потому что уже ничто, сказанное людьми, не может его оскорбить. Он лишен и гордыни, и – отметьте – лишен ложной скромности! Спокойно, без обычного в наших кругах смирениченья, он говорит, что много потрудился. И также спокойно свидетельствует, что это действие благодати Божьей.

Противоположность ему – персонаж слышанного нами сегодня Евангелия – спрашивающий о жизни вечной юноша, который живет в мире вещей и поступков.

Само по себе это не плохо, но если считать духовной жизнью только бесконечное соблюдение ритуалов и чтение молитв, то трудно увидеть, что Царство Небесное – это не набор выполненных дел и прочитанных текстов, а изменение отношения к жизни.

Юноша не находит в своей жизни места для милосердия и для благодати. Он спрашивает, что ещё надо сделать, какие ещё прочитать молитвы, какие ещё жесты благочестия соблюсти, усилить ли пост?

При этом вокруг него сотни голодных, нищих соотечественников. Но он не видит их, занятый тем, что и многим из нас кажется «духовным совершенствованием».

Поэтому, когда Христос говорит юноше о необходимости соблюдения заповедей, то выделяет вторую половину заповедей Моисеевых – «Десятословие». А во второй половине говорится об обязанностях человека по отношению к ближним.

Тем самым Господь делает акцент на общем братстве людей, важном для достижения жизни вечной, а не на мистическом, отвлеченном познании и соблюдении древних правил, как надеялись фарисеи и как иной раз надеются сегодняшние «подвижники». Это братство ради спасения и есть наша Церковь, в которой мы все вместе с вами находимся. Пусть не сразу, пусть через время и определенный труд, работу над собой, но все-таки надо научиться видеть друг в друге не просто соотечественников и современников, не просто людей, ходящих с нами в одну и ту же церковь, а братьев и сестер во Христе, то есть тех, кто идет с нами вместе по дороге к жизни вечной.

Этот юноша, как и большинство из нас, любил вещи и себя больше других людей.

И именно поэтому Христос и повелел ему раздать его имущество. Это не значит, что каждый из нас должен расстаться со своим имуществом и достатком для того, чтобы наследовать жизнь вечную. У нас могут быть другие духовные проблемы, другие болячки, и туда ударит милосердие Господне, чтобы исцелить нас от них.

Если мы не хотим оставаться христианами только по имени, надо искать посреди житейских забот место для благодати и для милосердия. Желание благодати приводит нас к тому, чтобы мы стремились быть скромными и трезвыми. Чтобы, не впадая в гордыню, видели в окружающих нас людях не «оценщиков» нашей жизни, как будто мнение людей приближает нас к вечности, но увидеть во всех спутников по дороге к этой вечности.

В этом и есть путь к нашему личному воскресению, чего я себе и всем нам желаю молитвами святого Иоанна Предтечи.

Аминь!

 

Оставить свой комментарий

*

code