Последнее обновление: 22 сентября 2017 в 20:50
Подпишитесь на RSS:

Игумен Силуан Туманов. Проповедь на Литургии 10.04.2016 в Неделю прп. Иоанна Лествичника

10 апреля 2016

Для православного христианина Великий пост это время труда над собой. Мы воздерживаемся или стараемся по мере сил воздерживаться от определенных продуктов, мясных блюд, стремимся внимательнее относиться к нуждам ближних, чаще посещаем храмовые богослужения, которые длятся дольше, чем обычно.

Труд Великого поста мыслится нами как антитеза и отвержение революции первых людей, отказавшихся от возделывания рая.Силуан 18

В этот труд вовлечен весь человек целиком. Трудится, постится не только наше тело, но и наша душа, уменьшающая количество разнообразных развлечений, и, что важно, наш ум.

Да, вопреки встречающемуся мнению, что надо лишь верить сердцем, а голову подключать не обязательно, уму тоже есть над чем поработать за богослужением в храме .

В этом нетрудно убедиться, даже просто открыв церковный календарь. Каждое воскресенье, по-славянски, Неделя Великого поста имеет не только свой номер, но и ясно выраженную тему, посвящение событиям священной истории или какому-то святому. И эта тема отражается не только в названии воскресенья, но и в многочисленных священных песнопениях этих дней.

Это и почитание Образа Божьего в людях и иконах, и важность личных отношениях с Богом, и важность крестоношения, как отвержения разрушающего душу греха.

Иными словами, мы не без-умно, не бездумно отказываемся от пищи, но осмысливаем свое воздержание, стремимся понять, к чему оно нас ведет и как нам надо поступать, чтобы не пройти мимо смысла поста, внешне соблюдая пищевые ограничения.

Из года в год в четвертое воскресенье поста мы вспоминаем преподобного Иоанна Лествичника — монаха, жившего в седьмом веке в Синайском монастыре в Египте. Лествичником он называется по заглавию самой известной его книги, “Лествица”, то есть лестница к духовному совершенству. В ней 31 глава и она является руководством для египетских монахов того времени.

Услышав о святом Иоанне, мы, естественно, захотим прочитать «Лествицу», чтобы понять, почему именно в этот день Поста нам предлагают вспоминать именно об этом святом.

Но если мы вчитаемся в “Лествицу”, то увидим, что про Великий пост там вообще речь не идет, хотя о посте написано немало.

Более того, эта книга предлагает насколько высокий и трудноисполнимый пример для жаждущих монашеской жизни, что уже через пару страниц становится понятным, что не только живущим в миру семейным людям, но и не обремененным житейскими попечениями, такой образ жизни не потянуть.

Возникает вопрос: зачем же Церковь предлагает его память всем верным, среди которых процент монашествующих весьма невелик?

Ведь мы собираемся в Церковь не для того, чтобы поудивляться великим подвигам святых, поохать о своей греховности и спокойно разойтись по своим домам. Церковь не предлагает нам больше того, что мы можем сделать. Значит, что-то мы не просто можем, но и обязаны почерпнуть из этого заведомо недосягаемого источника.

Ну, собственно понять, почему одно из воскресений поста посвящено памяти одного из столпов и учителей монашества, нетрудно. Сам наш богослужебный устав сегодня — распределяющий праздники и памяти святых в течение года для монастырских и приходских храмов — это устав внутримонастырской жизни и монастырского богослужения. Поэтому естественно для монашествующих подбодрить себя в пост напоминанием о трудах великих святых.

Но если в монастырских храмах особо вспомнят о сугубо монашеских подвигах святого Иоанна, то в приходских мы вспомним о его главной добродетели: молитве, приводящей человека к миру с Богом и людьми.

И укрепляет нас в правильности понимания преображающей человека молитвы, как главной добродетели христианина, сегодняшнее евангельское чтение (Мк. IX, 17-31).

Мы слышим, как к ученикам Христовым, оставшимся под горой Преображения, некий человек приводит своего сына, больного болезнью, по симптомам напоминающего эпилепсию. И ученики, только что творившие чудеса, вдруг оказываются неспособными вылечить ребенка. Отец в отчаянии, сына сотрясают припадки, конвульсии, люди в смятении. Все ждут Христа. А Христос, возвратившись к ученикам, и исцелив больного мальчика, вместо ободрения и утешения называет учеников “родом неверным и развращенным”.

Почему? Разве ученики виноваты в том, что не смогли сделать то, что выше человеческих сил?

Христос объясняет: этот род болезни исцеляется молитвой и постом. Апостолы же решили, что данная им благодать стала их собственностью, они могут помогать людям не силой Божией, а потому что сами по себе такие хорошие. Они забыли о смирении и молитве, которая является обязательным условием нормальной христианской жизни.

Тем самым Евангелие утверждает, что без молитвы вообще немыслима наша жизнь, пусть это хоть несколько слов, искренне сказанных от души перед лицом Божиим перед всяким делом нашей жизни.

Часто люди смущаются тем, что надо изо дня в день повторять одни и те же тексты, как будто Сам Бог не знает, что нам нужно. Но не стоит смущаться молитвой.

Есть такая притча. В один богатый дом пришел на обед священник и предложил отцу, главе семейства, прочитать молитву. На что тот ответил: «Знаете, дорогой отче, мы не молимся, потому что в молитве перед едой всегда повторяется одно и то же. Молитвы по привычке — это пустая болтовня. Эти повторения каждый день и каждый год одинаковых слов, как будто Бог их не знает. Поэтому мы больше не молимся”. И пока удивленный и огорченный священник молчал, не зная что и сказать в ответ, семилетняя дочка подошла к отцу и спросила при всех: — “Папа, неужели мне теперь больше не нужно каждое утро приходить к тебе и говорить: «доброе утро, я люблю тебя!»?”

Вот образ молитвы бескорыстной, движимой любовью к Богу.

И о важности такой молитвы мы особо вспоминаем сегодня.

Вы скажете: а зачем нам это напоминают? Мы все люди верующие, и сами знаем, как важно молиться. Тем более в пост. И все мы молимся. И в храме и дома. Вот мы открываем наш семейный молитвослов и читаем по книжке минут 10-15 тексты со страницы номер …

Но постойте, разве о такой молитве говорится в Евангелии? Разве вычитывания каких-то текстов несколько минут в день помогало апостолам исцелять людей? Нет, не просто чтение текстов наизусть или по книжке имеется в виду. И книжек таких как у нас у апостолов не было.

Молитва — это больше, чем чтение текстов, хотя почти и не обходится без этих текстов. Молитва — это доверие Богу, дыхание христианина, стремление заполнить смыслом свою жизнь. Правильная молитва молитва выводит нас за пределы гордости, делает внимательными к нуждам людей.

Вот, послушайте, что говорит о молитве вспоминаемый сегодня святой Иоанн Лествичник в 28-м слове своей “Лествицы”:

“Когда идешь предстать пред Господом, да будет вся риза души твоей соткана из нитей непамятозлобия. Если не так, то не получишь от молитвы никакой пользы.

Одни приступают к Богу, как к другу, а вместе и Владыке своему, и приносят Ему песнь и молитву уже не за себя, а в заступление ближних. Другие ищут духовного богатства, славы и большего дерзновения. Иные умоляют Бога о совершенном прощении долгов.

Прежде всего искренне поблагодарим Бога; потом исповедуем грехи с сокрушением души; после представляем Царю наши прошения. Этот образ молитвы самый лучший.

Если ты в каком-либо слове молитвы почувствуешь особенную сладость, или умиление, то остановись на нем; ибо тогда и Ангел хранитель наш молится с нами.

Не будь дерзновен, хотя бы ты и стяжал чистоту; напротив того приступай к Богу с глубочайшим смиренномудрием, и получишь у Него большее дерзновение.

Хотя бы ты взошел на всю лествицу добродетелей, однако и тогда молись о прощении грехов, слыша, что св. Павел говорит о грешниках: «от них же первый есмь аз» (1Тим.1:15).

Долго пребывая на молитве, и не видя плода, не говори: я ничего не приобрел. Ибо самое пребывание в молитве это уже приобретение; и какое благо выше того, чтобы прилепляться ко Господу и пребывать непрестанно в соединении с Ним?

Если кто-нибудь просит тебя помолиться об нем, то хотя ты и не стяжал еще дара молитвы, не отказывайся. Ибо часто вера просящего молитвы спасает и того, кто молится о нем с сокрушением сердца.

Не возносись, когда ты молился о других и был услышан; ибо это вера их подействовала и совершила.

Во время молитвы не принимай никакого чувственного мечтания, чтобы не впасть в исступление ума.

Прилежно упражняясь в молитве, будь милосерд”.

***

Не исключено, что мы не узнаем свой опыт молитвы в словах святого Иоанна. Но не будем отчаиваться.

Вообще опускать руки при виде неудачи и несовершенства не свойственно христианам.

Вспомните сегодняшнее Евангелие: увидев духовную слабость учеников, забывших о молитве, Христос не опускает руки, не уходит от них в пустыню, не оставляет немощных людей одних, не проводит время в бесплодных сожалениях и унынии.

Он исправляет то, что было искажено. Исцеляет больного, помогает ученикам понять суть происходящего, успокаивает всех.

От нас требуется лишь желание постоянно быть с Богом, выражаемое в молитве, а Господь всегда рядом и готов прийти на помощь нашему несовершенству, исцелить и успокоить нас.

Аминь.

Оставить свой комментарий

*

code