Последнее обновление: 22 сентября 2017 в 20:50
Подпишитесь на RSS:

Игумен Силуан (Туманов). Проповедь на Божественной Литургии 21 февраля 2015 года.

24 февраля 2015

 

храм2Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа!

Дорогие братья и сестры!

Весь круг Евангельских чтений в течении церковного года построен таким образом, что если мы на каждом богослужении внимательно вслушиваемся в (хотя бы субботние и воскресные) Евангельские чтения, то получаем все необходимое для спасения.

Слушая Священное Писание, мы получаем знание о том, как достойно проводить жизнь христианина, как достойно встречать те или иные события в нашей жизни.

Естественно, что перед началом Великого поста нам предлагается много Евангельских чтений, в которых рассказывается в чем суть поста, что должно происходить во время поста в нашей жизни, как пройти время поста достойно. Но часто мы эти слова пропускаем мимо сознания.

У многих, особенно у молодежи, пост ассоциируется с каким-то темным болотом тяжких самоограничений, куда на 40 дней человек вынужден погрузиться.

Это происходит оттого, что во время поста мы обычно ставим во главу угла пищевые ограничения. Мы привыкли сверяться с монастырским уставом, и часто унываем, если у нас не получается поститься так, как постились в далекие века монахи в палестинских монастырях.

Но монахи не только в еде себя ограничивали, но и ревностно посещали богослужение в храме и без этого поста не мыслили. Также они усердно трудились, преображая свою душу.

А у нас часто встречаются «граждане», которые во время Великого поста едят пищу строго постную, но при этом ни в храм не ходят, ни молитв не читают. Надо ли говорить, что такой пост является недостаточным и ненормальным?

В сегодняшнем Евангельском чтении продолжается тема правильного отношения к молитве во время поста, и вообще в течении нашей жизни, правильного отношения к церковному богослужению.

Мы слышим сегодня в Евангелии о том, что нельзя молиться напоказ, лицемерно, для того, чтобы заслужить восторг и почет окружающих (Мф., 16 зач., VI, 1-13). Молитва не должна привлекать восхищенного внимания окружающих людей, чтобы нас похвалили за какое-то особенное благочестие, и усердие.

К сожалению, часто люди молятся напоказ. И в храме, и родители молятся на показ, чтобы дети смотрели и брали пример, проникались. Но дети, подрастая, видят, что молитва не искренняя и не особо проникаются, вырастают маловерующими. Многие благочестивые в собственных глазах люди тщательно крестятся на все храмы, на иконы, на кресты. Но только тронь их, и из них сразу же потекут оскорбления злоба, зависть и так далее.

Сегодняшнее евангелие одно из драгоценных звеньев в долгой цепочке Евангельских чтений. Сначала нам говорилось об усердии в молитве, о том, что постоянно необходимо молится. Потом нам говорилось, что молитва должна быть смиренной. Потом нам говорилось, что молитва должна быть как у блудного сына, без признания за собой какой-то особенной значимости, теперь нам говорится о том, что молитва должна быть сокрытой от посторонних глаз.

Многие могут тут возразить — тут какое-то противоречие! С одной стороны, говорится, что молитва должна быть закрыта от глаз посторонних, и тут же мы все собираемся в храмы и молимся друг у друга на виду, на виду у всего мира, все же знают, что стоит храм Божий и там совершается молитва.

Далее. В евангельском чтении говорится: не будьте многословны как язычники, молитесь вот так, и дальше идет текст молитвы «Отче наш», но мы-то с вами не ограничиваемся этой молитвой и молимся многими другими молитвами. Тоже кажущееся противоречие.

На самом деле надо понимать, что Господь наш здесь говорит о частной молитве и об общественной молитве. Это два разных типа молитвы. Частная молитва, это когда мы молимся наедине с Господом Богом, и действительно не надо превращать ее в некий манифест, надо совершать молитву максимально скромно и смиренно. Другое дело молитва церковная, молитва общая. Господь сказал: «Не пришел Я нарушить закону, но исполнить». А мы помним, какие были молитвы были во времена Иисуса Христа в Иерусалимском храме, и в синагогах. Они были даже очень многословны, там читались псалмы, пелись многие псалмы, пелись гимны, и Богослужение занимало продолжительное время, как и сегодня. При этом очевидно, что Господь не может противоречить сам Себе. Здесь нам напоминается об отношении к молитве, о том, что существует разные типы молитвы, и о том, что необходимо всячески прибегать в своей жизни и к частной молитве, и храмовой. И не в коем случае не стоит забывать о том, что через храмовую молитву мы соединяемся со всей Церковью Христовой. Эта мысль хорошо была отражена сегодня в апостольском чтении (Гал., 213 зач., V, 22 — VI, 2). Оно завершается словами, могущими быть одним из девизов, так сказать, каждого православного христианина, «Друг друга тяготы носите и тако исполните закон Христов».

Вот такова наша совместная молитва, эта молитва и друг за друга в том числе. Далеко не всегда прихожане знают друг друга, далеко не всегда знают нужды друг друга. Но мы молимся за всю Церковь, и, соответственно, кто-то и за нас тоже молится. И так единым организмом Церковь молится за всех благочестивых православных Христиан. Эта великая сила.

Святитель Иоанн Златоуст говорил, что одно «Господи помилуй», сказанное в храме, будет гораздо важнее в очах Божиих, чем целая Псалтырь, прочитанная в келье, у себя дома. Об этой силе храмовой молитвы ни в коем случае не стоит забывать, и именно поэтому Церковь постоянно подчеркивает: пост без регулярной молитвы в храме недостаточен и более того, не полноценен, он становится просто диетой, просто воздержанием от каких-то продуктов питания. Без молитвы, без храмовой молитвы, пост не достаточен. Вот какие мысли сегодня предлагаются сегодня в Евангельском чтении.

Помолимся Господу Богу, чтобы Он помог нам не только это услышать, не только это уразуметь, но и дал силы воплотить все это в нашей жизни. Аминь.

 

Оставить свой комментарий

*

code