Последнее обновление: 22 сентября 2017 в 20:50
Подпишитесь на RSS:

Игумен Силуан (Туманов). Проповедь на Божественной Литургии 14 сентября 2014 года.

19 октября 2014

Силуан 1Игумен Силуан (Туманов). Проповедь на Божественной Литургии 14 сентября 2014 года.

Церковное новолетие

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа! Аминь.

Дорогие братья и сестры, в сегодняшний воскресный день – в четырнадцатую неделю по Пятидесятнице – Святая Православная Церковь празднует начало нового церковного года, память преподобного отца нашего Симеона Столпника. И в честь каждого из этих праздников нашему вниманию предлагается по евангельскому отрывку, которые раскрывают нам суть сегодняшних праздников, их духовное содержание.

Поздравляя друг друга с Новым Годом мы, в первую очередь, вспоминаем о том, что этот новый год, 7523-й от сотворения мира, не является очередной вехой календарной. Это начало символического, церковного года. Эта дата напоминает нам не о круговороте дней и планет, а о новой эпохе во взаимоотношениях Бога и человека. Это, как говорится в Писании, очередное «лето», т.е. очередной год благости Божией.

Не случайно именно сегодня читается евангельский отрывок о том, как Господь наш Иисус Христос проповедовал в Назарете, где Он был воспитан.

Была суббота, все собрались в синагоге. Христа посадили на почетном месте,как учителя, и дали Ему на выбор прочитать отрывок из книги пророчеств Исаии. «И Он, раскрыв книгу, нашел место, где было написано: Дух Господень на Мне;ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедовать лето Господне благоприятное» (Лк. 14: 17-19).

Все собравшиеся знали это место в Писании. Знали, что это будет в будущем, когда придет Мессия, Избавитель, Спаситель. И Он народ Свой избранный, а святые отцы подразумевают под этим, конечно же, всех православных христиан, а не только еврейский народ, избавит от греха, проклятия и смерти.

Людям было интересно, как истолкует Иисус эти слова, «и глаза всех в синагоге были устремлены на Него» (Лк. 14: 20). И вот Господь закрывает книгу и обращается ко всем собравшимся в синагоге,и говорит: «ныне исполнилось писание сие, слышанное вами» (Лк. 14: 20). Т.е. уже наступило «лето Господне благоприятное».

Для слушателей Его тогда это было изумление, скандал, потому что они все ждали, что когда-то придет Мессия, верили, что это будет когда-то. (Как вы знаете, иудеи до сих пор ждут мессию). Но вот знакомый всем с детства приемный сын хорошо всем известного Иосифа вдруг дерзает говорить, что это время уже наступило! Христос говорит: «Вот, Я пришел. Поэтому наступило Царство Божие, наступило лето Господне благоприятное». И вот это – изумление иудеям, а нам – радость. Потому что мы видим здесь свидетельство Христа о том, что мы отныне живем уже в новое время, время Христово.

И это «время Христово» мы из года в год и отмечаем, его-то мы и празднуем. Не определенные погодные, природные, космические или сельскохозяйственные циклы, а именно новый год благости Божией.

Второе евангельское чтение сегодня тоже очень значимо. Оно касается каждого из нас, стоящих в храме.

В нем повествуется, как некий правитель – в Евангелии он назван царем, и мы, конечно же, понимаем, что речь идет о Царе Небесном, – решил Сыну Своему, –а мы знаем, что Сын Его – это Господь наш Иисус Христос, – устроить брачный пир.А что же за брак, что же за свадьба может быть у Господа? Отцы Церкви говорят,что здесь под пиром брачным надо понимать соединение Христа и Церкви Христовой,которая называется Его Невестой. Т.е. все мы таинственным образом сопричастны Господу нашему Иисусу Христу, находясь в Церкви Божией.

И вот, собрав этот пир, Господь конечно же зовет уважаемых людей на этот пир, почетных гостей. Мы узнаем здесь призвание всех народов – украшенных к тому времени высокой культурой, научными достижениями – к поклонению Единому Истинному Богу.

И вдруг почетные гости начинают один за другим отказываться. Один говорит, что он только что женился и ему необходимо провести медовый месяц, другой – что купил вола. По аналогии с нашем временем можно сказать что он автомобиль только что купил и ему необходимо насладиться обладанием этой машиной, не может он с ней расстаться надолго. Другой – еще по какой-то причине отказывается прийти ко Христу… И вот так вот все уважаемые и почетные люди отказались.

И тогда Царь поступает совершенно не логично с нашей точки зрения — он посылает своих слуг собрать нищих, тех, которые сидят у канав, у ям, тех, кто просит подаяние. Тех, кто сидят в лохмотьях – «всех, кого только нашли, и злых и добрых» (Мф: 22, 10). Он их собирает и приглашает за брачный пир. Вот здесь и говорится о призвании нового народа Божиего – всех нас, составляющих сегодня Церковь Христову. Не по нашим талантам и заслугам, не по принадлежности к какому-то особому народу нас сюда позвали. Нет! Это добрая воля Бога предложить нам то,чего мы совершенно недостойны, разделить с ним праздничную трапезу Евхаристии, Святого Причащения.

И вот повествуется, что среди этих нищих был за столом совершенно такой же нищий,также одетый в лохмотья, так же неготовый к празднику. Но вдруг почему-то к нему Господь обращается и говорит: «друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? он же молчал» (Мф: 22, 11).

Вот странное место Евангелия, удивительное. Ведь все нищие были позваны,все были кое-как одеты, все были одинаково недостойны, чтобы сидеть за этим почетным празднеством. Но вдруг к одному из них Господь обращается как к другу и в ответ на его молчание говорит слугам, т.е. ангелам: «связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов; ибо много званых, а мало избранных» (Мф: 22, 11).

Это место один из великих проповедников Церкви толкует таким образом: «И все входят, изумленные, трепетные, благодарные. Один только не в этом духе пришел; он пришел, потому что слышал, что здесь кормят. Он – голодный и сможет досыта поесть; он холодный – там будет тепло: он бездомный – там будет кров.У него нет чувства благодарности или изумления перед этим; он только радуется тому, что представился такой дивный случай утешиться за всю горькую, бездольную жизнь. И он прорывается, как бы неочищенный, непрощенный, неомытый, неосвященный, в лохмотьях и грязи своей, к пище. Нам это кажется таким непонятным, таким страшным: неужели он не мог подумать о том, кто его приглашает, благоговейно, трепетно очиститься, чтобы хоть напоследок можно было войти в это Царство?..» (Митрополит Сурожский Антоний).

Но разве на этого человека не похож каждый из нас?

«Когда мы идем к Богу в молитве, когда мы идем к Богу в причащении Святых Таин – о ком и о чем мы думаем? Разве почти каждая наша молитва не исчерпывается словами: Господи, дай, дай, защити, избави, дай!.. Разве мы не употребляем как бы Самого Бога просто как источник, из которого мы можем получить все, что мы потом, как блудный сын, растратим – грехом, недостойно: недостойно не только Бога и Его любви, но и самих себя?.. Дай, дай! – и ничего другого. А когда дал – как редко бывает даже, что мы скажем: Благодарю Тебя, Господи!»(Митрополит Сурожский Антоний).

Очень часто люди приходят в храм и говорят: мне тяжело, я хочу причаститься, душа моя изныла, потому что жизнь во мне как бы уже и не жизнь. И здесь мы тоже приходим к Богу, чтобы взять от Него Его жизни, чтобы причаститься Богу. И как горько потом, когда мы растрачиваем полученное у Бога, растрачиваем эту Жизнь впустую.

Преподобный отец наш Серафим Саровский говорил об этом так: «да, Бог слышит тебя, да, Бог исполняет твои молитвы, но разве ты не понимаешь, какою ценой? -всей жизнью, всеми страданиями, всею смертью, всем сошествием во ад Сына Его Единородного!» (Митрополит Сурожский Антоний).

Мы часто и много просим у Бога, и Господь готов откликнуться на наши слова.Но готовы ли мы слышать Его? Не получается ли так, что когда Он САМ обращается к нам, мы молчим. Мы, привыкшие так много говорить, при встрече с Богом молчим. Молчим, потому что не Он нам нужен, а уют, тепло, комфорт жизни с Ним.

И тогда наша участь – быть во тьме кромешной. Потому что нельзя без Бога быть рядом с Ним. Потому что наша разодранная жизнь – ничто по сравнению с отсутствием в нас любви.

Дорогие братья и сестры! Мы — те нищие, которых Господь зовет к себе. Мы постоянно говорим о том, что Церковь, а вы знаете, что это в переводе с греческого обозначает «собрание позванных людей», Церковь включает нас, позванных людей, разных по возрасту, разных по образованию, разных по образу мысли. Но все мы призваны к одному: чтобы быть со Христом. Мы позваны на пир духовный, Евхаристию,на это Причащение, на самое главное таинство, которое из нас, разных людей, делает единое Тело Христово.

И вот важно помнить, приходя ко Причащению, мы, позванные люди, никогда не бываем достойны этого призвания. В первую очередь потому, что к Богу в молитве мы всегда обращаемся с просьбой «дай!». А отцы Церкви учат нас, что главная молитва, самая благодатная молитва, это молитва славословная — «Слава Тебе,Господи!» Потом уже идет молитва благодарения, «Благодарю Тебя, Господи!» И вот потом уже — самый низший вид молитвы — просительная, «Подай, Господи!». Наша жизнь должна стать славословием Богу. Наша жизнь должна быть радостной. Наша жизнь должна состоять не в том, чтобы выискивать, кто из наших ближних в чем согрешил и в чем ошибся, а в том, чтобы мы за своей жизнью следили, в своей жизни были себе судьей, сами испытывали свои помыслы, слова и дела.

Мы — нищие. Мы — те, которые разбиты жизнью, осквернены жизнью. И через всю жизнь пронесли изнурение. Мы в лохмотьях стоим перед Господом. Но Господь не гнушается каждого из нас и призывает к Себе. Так не будем же молчать и отталкивать руку Божию! Не будем отталкивать этот дар! Будем стремиться как можно чаще приступать к Чаше Причащения Тела и Крови Господа и Бога, и Спаса нашего Иисуса Христа потому что в ней — жизнь, в Боге — жизнь, во Христе -жизнь и спасение.

И даст Господь, чтобы по молитвам Церкви и по милости Божией каждого из нас спасение это настигло. И чтобы действительно и этот год был летом Господним благоприятным, и все годы нашей жизни. Аминь.

Оставить свой комментарий

*

code