Последнее обновление: 22 сентября 2017 в 20:50
Подпишитесь на RSS:

Игумен Силуан (Туманов). Проповедь на Благовещенье

8 апреля 2016

Дорогие братья и сестры!

Из года в год мы радуемся Благовещению, то есть благой вести о Рождении Спасителя мира. И из года в год хотелось бы понять, насколько глубока наша радость, на чем она основана.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Когда в нашей жизни что-то удается, денег больше становится, здоровья, успеха в работе — тогда мы действительно радуемся. Когда погода хорошая — мы радуемся. Когда все хорошо у наших друзей и родственников — мы тоже радуемся. Но так ли мы радуемся Благовещению? Не сводится ли наша радость, в лучшем случае, к хорошему настроению в дни праздника, к умилению на службе?

Боюсь, сильно отличается у нас радость духовная и житейская. И годы, проведенные в Церкви, мало что тут меняют.

Духовная радость воспринимается нами, как данная «навынос». Мы смотрим на неё, робко берём, примеряем её на себя, попразднуем пару дней и аккуратно кладём обратно на подушечку церковной святости. До следующего праздника.

Во-первых, потому, что церковные праздники всегда непросты. И радость Благовещения — это предощущение Голгофы. А страдать мы устали.

Во-вторых, мы, в большинстве своем, вообще не чувствуем необходимости спасения. Да, грешны, конечно, но не смертельно же это, иначе что же солнце всё ещё светит, сердце постукивает? Еще проживём сколько-то, «не надо напрягаться». И понимаем, что в любой момент, и боимся смерти без покаяния, но… это всё где-то там, в будущем.

А еще мы боимся разочароваться. Боимся довериться Богу. Да и как довериться? Не петь, не прославлять, не умолять, не благодарить, а довериться! Ведь мы знаем себя, понимаем, что общение с Богом опаляет недостойных, а мы явно недостойны такого доверия.

Как нам впустить в свою жизнь Бога? Хорошо Богородице, Она Пресвятая, а мы-то…

Но апостол Павел говорит нам сегодня, что Бог не стыдится называть нас братьями (Евр. II, 11-18), не стыдится нашей плоти и крови. Бог принимает не плоть ангелов, а подобную нам плоть, чтобы избавить нас от страха смерти и от рабства прикипевшему к нам греху. Бог пришёл к нам не для того, чтобы все удивились, ахнули и забыли, а претерпевает искушения, в том числе и испытание смерти, чтобы и нам, искушаемым, помочь.

А раз мы одной плоти с Богом, то к каждому из нас обращается тихий ангел, призывая позволить родиться Христу. Не в яслях Вифлеема, не 2000 лет назад, а сегодня, сейчас, внутри нашей души.

Родиться, чтобы маленькие, но важные для нас житейские радости сделать не преградой между нами и вечностью, а частью нашего будущего.

«Как это будет?» — спрашиваем мы. «Как родится в нас Господь?» Ведь к этому нет никаких предпосылок: ни нашей праведности, ни даже понимания необходимости спасения. Суетные, пустые люди, учившиеся чему-нибудь и как-нибудь.

Но Бог не ждет от нас святости, Он несёт её нам Сам, и Дух Божий готов изменить нас. «У Бога не останется бессильным никакое слово» — слышим мы сегодня в Евангелии (Лк 1, 37).

А Слово Божие обращено к каждому из нас. Значит есть для нас надежда. И ждет, когда мы воспользуемся ею.

Богу нужно наше искреннее сердце, пусть оно совсем еще нечисто и не имеет правильных церковных чувств, лишь бы оно умело радоваться, было способно радоваться тому, что делает Бог в этом мире и в нашей жизни.

Бог ждет нас. Непостижимый Творец мира рядом со своим заблудившимся, но ценным творением.

Надо лишь с Богородицей сказать невидимому вестнику нашего будущего: «Вот я — раб Господень, раба Господня, да будет мне по слову твоему».

Аминь.

Оставить свой комментарий

*

code