Последнее обновление: 14 апреля 2024 в 22:11
Подпишитесь на RSS:

Игумен Силуан (Туманов). Неделя 17-я по Пятидесятнице. Проповедь после Евангелия на Божественной Литургии 5 октября 2014 года

19 октября 2014

Силуан 1Неделя 17-я по Пятидесятнице. Проповедь после Евангелия на литургии 5 октября 2014 года в Петропавловском храме Парголово (СПб)

Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа. Аминь.

Дорогие братья и сестры! В течение церковного года Священное Евангелие говорит нам о разных сторонах христианской жизни, помогая нам выбрать тот или иной путь поведения и в отношении к нашим ближним, и в отношении к Господу Богу.

Это тем более важно для нас потому, что часто мы обращаемся с просьбами ко Господу, и просим Его о том, чтобы он помог нам в тех или иных наших земных заботах и делах, и не получаем просимого. Бывает так, что мы изнемогаем под тяжестью земных забот и думаем: «ну как же? Наверное, Господь совсем оставил нас?»

Конечно, это не так.

И Священное Евангелие постоянно напоминает нам об этом, ободряет нас,говорит нам: Господь пришел для того, чтобы всецелого человека спасти — не только нашу душу, но и наше тело. Чтобы спасся весь человек во всей его полноте. И, в подтверждение этого, предлагается нам сегодня следующее евангельское чтение. Оно преисполнено разными оттенками смыслов, понимая которые, мы всё больше и больше удивляемся тому промыслу, который Господь имеет о нас и нашем спасении.

«Однажды, когда народ теснился к Нему, чтобы слышать слово Божие, а Он стоял у озера Геннисаретского», — так начинается сегодняшнее евангельское чтение, — «увидел Он две лодки, стоящие на озере; а рыболовы, выйдя из них,вымывали сети» (Лк., 17 зач., V, 1-11).

По-житейски мы можем понять людей, которые всю ночь трудились, пытались поймать рыбу, и ничего у них не вышло. В состоянии отчаяния, в состоянии изнурения, физического и духовного, они вымывают свои сети, выбрасывают попавшие туда какие-то ракушки и водоросли,чтобы прийти потом домой и сказать: «нет у нас для вас ничего, нет у нас для вас пищи, и сегодня день будет в долг, сегодня день будет голоден».

Господь сжалился над ними. Но не дал им сразу пищи, а дал возможность поймать её, а заодно и получить немалую пользу для души, изменяя всю их судьбу.

Подойдя к ним, Господь сказал: «дайте мне эти лодки, чтобы я мог проповедовать людям».

Святые отцы по-разному говорят об этих лодках. Кто видит в двух лодках душу и тело человека, кто-то видит земное и небесное. Но для нас важно сейчас отметить, что Господь для того, чтобы проповедовать, отошел от земли, отошел от людей, сел в эти лодки и, «мало отплыв от берега», как повествует нам Евангелие, «начал свое слово».

Подчас и нам, чтобы осознать происходящее в нашей жизни, тоже надо отойти от земли ненамного, тоже надо посмотреть, взглянуть на нашу жизнь с точки зрения вечности, а не с точки зрения законов этого суетного мира. В таком случае нам многое становится более понятным. В таком случае мы уже умом Христовым смотрим на всё, что происходит в нашей жизни.

Поразительно, но в Евангелии совершенно не сказано ничего о том, чему учил Господь людей в этот момент. Мы видим только картину со стороны: толпа народа на берегу, две лодки и Господь наш Иисус Христос стоит в одной из них и о чем-то говорит людям. Не случайно это евангельское умолчание! Нам предлагается понять суть происходящего в данном случае. А в чем же она, эта суть? В том, чтобы мы никогда не отчаивались. В том, чтобы мы всегда имели упование и надежду на Господа Бога, и он не только даст нам необходимое для пропитания, но и изменит всю нашу жизнь.

И, в подтверждение этого, мы сейчас же после проповеди слышим: «Когда же перестал учить, сказал Симону: отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова». Симон, которого мы будем потом знать, как небесного покровителя нашего храма, как апостола Петра, Симон, как человек простодушный, разгоряченный бесполезным ночным неудачным трудом, неудачной ловлей рыбы, немножко в сердцах отвечает Ему: «Наставник, мы трудились всю ночь и ничего не поймали». Но… что-то в сердце его откликается на зов Божий, и он со смирением сразу соглашается: «Но по слову Твоему закину сеть».

Каждый из нас услышит здесь разную эмоцию. Кто-то может сказать: Симон хочет доказать своё, но не желает спорить с Наставником и Учителем: «ну вот сделаем по-твоему, ну вот увидишь, что все равно не получится». А мы можем увидеть в этом действие его веры. Веры, благодаря которой он и стал впоследствии камнем и одним из апостолов, утверждающих истинную веру.

«Сделав это, они поймали великое множество рыбы». Не указано, какое время они ловили, но надо думать, что тут же поймали. И вот здесь очень интересный момент: сказано, что «даже сеть у них прорывалась». Господь, когда даёт нам то,что мы просим, даёт в изобилии. Даёт столько, что мы не можем унести. Что сеть нашей души, сеть нашей жизни прорывается и не может унести всех тех даров Божиих, которые нам даются. И об этом тоже надо помнить со страхом Божиим. Когда мы о чем-то просим Господа Бога — а можем ли мы полученное нами достойно понести по жизни? А пойдет ли нам на пользу то, о чем мы просим?

Это часто относится и к нашему телесному здоровью, например. Мы все время просим: «Господи, помоги нам, мы болеем, дай нам здоровья, дай нашим ближним здоровья». Ну вот дано нам это здоровье — а не разорвётся ли наша духовная жизнь от этого здоровья? Не будет ли наше тело бежать по дорогам греха,здоровое, целое, довольное этой жизнью? Не получится ли так, что это здоровье оторвет нас от Бога, отведет нас в сторону от Него? Может же ведь быть и так. Поэтому Господь малыми болезнями аккуратно ведёт нас путем спасения, малыми испытаниями аккуратно ведёт нас в храм, ведёт в Царство Небесное, ведёт к жизни вечной.

И здесь еще один важный момент. После того, как сети стали рваться, апостол Петр стал звать своих товарищей с соседней лодки. На церковно-славянском языке,как вы слышали, они назывались «причастниками». Т.е. они вошли в часть благодати, которую подал им Господь наш Иисус Христос, они стали частью призванных в Царство Небесное. Это напоминает нам о важности Церкви, о том, что не в одиночку мы спасаемся, а будучи причастниками Церкви, Христа.

И вот уже вместе они помогли разгрузить эти сети. А то уже, как сообщает нам Евангелие, лодки стали тонуть — вот такое великое множество рыб поймали они.

Это — несомненное чудо. Но какова реакция человека на это? Реакция, наверное, вполне предсказуемая. Каждый из нас, находясь в этой жизни, находясь в этом теле, понимает, что жизнь духовная, реальность общения с Богом, миром духовным несоизмеримо превосходит все то, что мы имеем опытным путем здесь. И,когда в нашу жизнь входит некая реальность из другого мира, она опаляет нашу жизнь, она поражает нас. Помните, как Мотовилов увидел преображение прп. Серафима Саровского? Тот ему говорит: «Ну, что, почему ты не смотришь на меня?» «Не могу, батюшка, у тебя из глаз молнии, свет от тебя исходит. Не могу на тебя смотреть — больно глазам».

Вот такое преображение человека, который живет по заповедям Божиим, преображение святости, поражает. По милости Своей Господь скрывает Своё могущество от нас, не является нам во всей Своей славе жалея нас, понимая,что это может нас разломать, может повредить нам. Повредить физически.

И апостол Петр в этот момент в ужасе понимает, что то, что сейчас произошло, не имеет никаких нормальных человеческих объяснений. Это чудо. А это значит, что скромный Учитель Праведности из Галилеи — Бог.

И не важно то, что это событие не сопровождалось нарушением законов этого физического мира. Это именно чудо.

Кстати, для нас это тоже важный момент. Чудеса в нашу жизнь входят, как правило, не нарушая законов этого мира. Мы с вами привыкли думать о том, что чудо — это когда где-то внезапно исцелился кто-то, что-то замироточило, разверзлось,засветилось, засияло. А здесь ничего этого нет. Произошло, казалось бы,обыденное явление — поймана рыба. Но участники этого события прекрасно понимают, что это чудо. Что это чудо, необъяснимое совершенно ничем. Их ночной труд, их ночная усталость, их ночное отчаяние — это подтверждение невероятности этого чуда. И вот, апостол Петр видит, что рядом Господь. Какая же его реакция? «Уйди от меня, Господи. Уйди от меня, потому что я человек грешный!».

Видите как! Петру страшно быть рядом с Богом!

И в нашей жизни часто бывает так, что Господь входит к нам и начинает ласково разрушать ту крышу, которую мы постоянно строим между собой и Ним. Делает бессмысленной всю нашу напряженную работу, подобную той ночной ловле рыбы. И нам становится слишком светло. И нам слишком благодатно. И нам слишком свЯто… И мы в ужасе говорим: «Господи, уйди от нас! Так много Бога в нашей жизни мы не понесем. Нам достаточно малого, нам достаточно прийти раз в неделю в храм Божий. Нам достаточно раз в месяц причаститься. Нам достаточно десять минут в день почитать молитовки. Но так много Бога!..» А как говорит ап. Павел? «Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за всё благодарите» (1 Фес. 5: 16–18). Непрестанно! Непрестанное присутствие Божие потерпеть трудно человеку. Особенно человеку, который не очистил себя от грехов, от страстей, от суетной и лукавой логики этого мира. Тяжело.

Ужас объял от этой ловли рыб всех бывших с ним — Иакова, Иоанна, сынов Зеведеевых. Но что говорит им Иисус? «Не бойтесь, отныне будете ловить человеков. И, вытащив обе лодки на берег, оставили все и последовали за Ним».

Какая тут видна сила веры! Какая решимость! Всё оставить и пойти дальше. Всё,что было у них, всё, что давало средства к пропитанию, всё, что составляло их имущество, всё они оставили и пошли за Ним.

Вот такое действие благодати Божией должно быть и в нашей жизни. Пусть хотя бы раз в неделю на литургии, когда хор поет «Всякое житейское отложим ныне попечение», пусть хотя бы раз в неделю мы отложим это попечение своей души, если уж мы не можем оставить все и идти за Христом.

При этом в другом месте Евангелия мы видим, что Господь не требует от нас такого радикального поворота жизни. От нас требуется оставить все страсти, от нас требуется оставить всю злобу, от нас требуется оставить всю клевету, всё то, что омрачает нас, требуется от нас оставить. И тогда, все то, что мы имеем, идёт нам в благословение: и наше имущество, и наш жизненный опыт, и здоровье наше и наших детей, — всё тогда идет в благословение, если мы оставили всю свою грешную жизнь за собой и идём со Христом.

Это очень тяжело. Но мы знаем, что Господь наш Пастырь. «Пастырь» — это, в переводе с церковно-славянского, «пастух», тот, кто пасёт стадо овец.

И вот, во втором Евангельском чтении, которое посвящено святому священномученику Фоке, которого мы сегодня празднуем, и другим священномученикам — сегодня память многих святых — говорится как раз о словах Христа, Который сравнивает Себя с Пастухом добрым и противопоставляет Себя пастуху злому, наёмнику (Ин., 36 зач., X, 9-16). Пастух добрый не бежит, когда приходит волк, чтобы съесть овец. Пастух добрый — это тот, кто не оставит никогда страдающее свое стадо. И вот в этом смысле мы все — овцы стада Христова. А Господь наш Иисус Христос— наш Пастух, наш добрый Пастырь.

И Господь утешает нас и здесь. И говорит: «Не бойтесь, Я защищу вас от волков. Я жизнь Свою полагаю за вас. И не только за вас, но есть у меня и другие овцы, не сего двора — и тех надлежит мне привести». Тут толкований очень много, кто эти овцы, и кого надо привести, но важно для нас другое, что они «услышат голос Христов. И будет одно стадо, и один Пастырь». Вот это важно для нас.

И я думаю, что это и есть упование, и надежда, и мечта каждого из нас, приходящих в храм Божий пусть, хотя бы, по воскресениям — даст Господь, будем и чаще собираться.

Потому что мы желаем быть едиными с нашим Богом, с Господом нашим Иисусом Христом, Который тоже желает нас видеть едиными, чтобы и тело наше, и дух, и душа в единстве прославляли Бога. Не только раз в неделю, но и во вся дни жизни нашей.

Аминь!

Оставить свой комментарий

Нажимая на кнопку ниже, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и принимаете политику конфиденциальности.