Последнее обновление: 24 марта 2024 в 22:59
Подпишитесь на RSS:

9 ноября 2014 года. Проповедь после чтения Евангелия на литургии в Петропавловском храме в Парголово.

12 ноября 2014

Силуан 1

 

Во имя Отца и Сына, и Святого Духа Аминь!

Дорогие братья и сестры!

 

Сегодня Святая Церковь предлагает нам к слушанию Евангельский отрывок, напоминающий о хорошо всем нам известной притче про то, как Господь наш Иисус Христос исцелил бесноватого, изгнал из него неисчислимое множество — легион — бесов, бесам позволил войти в свиней, те упали с высокого берега и утонули в Галилейском море (Лк., VIII, 26-39).

Но откуда у этих людей взялись свиньи? Это же были иудеи, а по иудейскому закону они не то, что не имели права есть свинину, но даже и касаться её!

Чтобы понять это, мы можем вспомнить, что страна Гадаринская находилась в 10 км к юго-востоку от Геннисаретского озера. В новозаветное время Гадара стала центром эллинистической культуры и долгое время город являлся ареной совместного проживания иудеев и язычников. Поэтому иудеи хоть и не ели свинины, но разводили её для торговли с окрестными народами, ради хорошей прибыли, ради безбедной жизни.

И вот Господь именно в этих свиней вселяет бесов, бьёт этих людей в самое уязвимое их место — в материальное благополучие. И отсюда понятно, почему жители этой страны, увидев такое чудо даже не поблагодарили Христа.

И ведь какое чудо! Исцеление человека, страдавшего беснованием настолько, что он и дома-то не жил (отметим для себя, что по-славянски дом здесь назван храмом, что придает особый оттенок повествованию), и в одежду не облачался, то есть вид у него был совершенно ужасный. Господь возвращает его к нормальной жизни. И, тем не менее, увидев такое чудо, местные жители не только не прославили Бога, не только не попросили Его остаться у них и сотворить иные исцеления и чудеса, не вразумились, но наоборот, испугались и по сути прогнали Христа. Сказали: уйди от нас, Господи! Это чудо для нас слишком тяжело! Оно отнимает у нас то, что мы для себя считаем самым ценным. Твоё присутствие сбивает нас с привычного нам ритма жизни. Уйди, мы сами творцы собственного счастья!

«Как вы так могли?» – сказали бы мы им сегодня! «Вы же Бога прогнали, Христа! Разве вы не понимаете, что никакое стадо свиней не заменит радости богообщения?!!»

Но не про нас ли с вами сегодняшнее Евангелие? Ведь мы с вами тоже имеем определенные заповеди и границы поведения, которое должны быть у христианина. Есть слова, мысли и дела, которые не стоит нам допускать как последователям Христовым. Но мы живем в окружении людей неверующих или верующих только по названию. И подчас поступки наши, и слова и дела, они совершаются как бы в угоду к тем людям, а не с мыслью о том, угоден ли Господу Богу тот или иной поступок, угодно ли слово, которое мы произносим. Не являемся ли мы такими же разводящими свиней иудеями в своей жизни, только эти свиньи — наши поступки, слова и мысли, которые позволяют нам комфортно жить в этом мире, не любящем Бога.

Такое происходит в жизни каждого из нас. Мы больше думаем о том, как люди среагируют на нашу жизнь, как они оценят то, что мы делаем, а не то, как Господь оценит нашу жизнь.

И когда мы просим об исправлении своей жизни, об исцелении от болезней и грехов, когда мы просим, что бы Господь вошел в нашу жизнь, мы не всегда отдаем себе отчет о том, что Бог — это огонь, поядающий наши грехи (Втор. 4:24). Входя в нашу жизнь, исцеляя нас, Бог может вселить бесов, мучающих нас, в наших привычных свиней, то есть в эти привязанности нашей жизни, и изгнать их из нашей жизни. Имеем ли мы мужество просить Бога действительно избавить нас от того, что нам за долгие годы уже так понравилось? Но без этого нет и подлинного покаяния, нет и подлинного исцеления.

Но вот что бывает, когда мы выгоняем этих бесов-свиней из своей жизни и позволяем войти в неё Богу?

Тогда мы действительно станем нестерпимыми для этого мира. И, как говорится во втором Евангельском чтении (Лк., XXI, 12-19), возложат руки на нас, мы будем нестерпимы для этого мира, имени Христова ради.

Но неужели тема беснования так для нас актуальна? Мы же не бегаем голыми по городу, не рычим и не совершаем тех поступков, какие вытворяли несчастные одержимые евангельских времен.

Но ведь каждый из нас в той или иной мере знает, что такое беснование. Вот мы иногда говорим: «вот тот человек нас бесит», т.е. да такой степени он нас раздражает, что мы приходим в состояние какого-то исступлении. Но ведь это мы бесимся, мы сами добровольно через ненависть к тому или иному человеку позволяем войти в себя бесам и бесноваться. Мы добровольно позволяем отдать себя на службу дьяволу, а не на службу Христу. Почему? А просто потому, что нам кажется, что тот или иной человек ведет себя не так. Этот поступил неправильно, этот сделал «не то», этот обязан был поступить вот так-то и так-то, а он взял и поступил иначе. И мы раздражаемся.

Но ведь это мы раздражаемся, то есть это наша проблема, и об этом надо обязательно помнить. Беснование может принимать самые неожиданные формы, и не нам ли, жителям города многих революций, об этом забывать. Первый революционер — дьявол. Поэтому с первых лет бытия мира постоянно в душе человека какая-то революция происходит, он восстает против чего-то. Но единственная революция, которая христианину прилична, это революция против обуревающих нас бесов, и против обуревающих нас грехов. Вот это та, святая революция, которая может быть у нас. Мы обязаны противостоять, как пишет апостол Павел «духам злобы поднебесной» (Еф. 6, 12). Вот это наша задача. И тогда не будет в нас беснования, а будет святость. Тогда будет жизнь наша подлинным примером для окружающих нас людей.

Вот об этом нам предлагает сегодня поразмыслить Священное Евангелие.

Подходя к Святой Чаше, мы очень часто заботимся о том, чтобы вычитать определенные последования, соблюсти физический пост и т.п. Но часто забываем о том, что в первую очередь каяться нужно в том, что мы без боя сдали землю своей души полчищам бесов, легионам бесов, и это реальная наша проблема.

Мы очень много внимания, как и описанные в Евангелии фарисеи, уделяем внешним моментам: как сказать, что сделать правильно, внешне благочестивое. Мы вполне по-фарисейски думаем, что «спасибо», например, сказать нельзя. Что вы! Это не благодатно, надо сказать «спаси Бог». Еще какое-то слово нельзя произнести, еще что-то нельзя. Но тут же мы при этом нападаем на другого человека, портим ему настроение, говорим против него какое-то злое слово, сами в душе своей возбуждаем какое-то возмущение, беснуемся и в этом не видим абсолютно никакой беды. Ну как же, ведь так же должно быть и все должны это соблюдать! И еще в Евангелие находим какие-то оправдания, дескать «сердце мое возревновало об истине, о правде»! Ну какая же это «правда», когда мы спокойно отдали себя беснованию, если мы вот так спокойно возмутились духом и сдали без боя позиции своей души?

И вот об этом сейчас нам, стоящим в храме и ждущим причащения Святых Христовых Тайн, тоже надо подумать и об этом помолиться. И попросить Господа Бога, чтобы он помог нам разобраться и с нашими свиньями, то есть недостойными мыслям и поступками, и с бесами, которые вертят нами как хотят, потому что мы позволяем им это.

И дай Бог, они никогда не станут нашими, а мы их. Дай Бог, чтобы мы причастились Святых Христовых Тайн не в осуждение, а в исцеление души и тела, чтобы это нам пошло на всякую пользу изрядную, чтобы Господь просветил наш разум, и подлинно мы стали христианами, а не только по названию. Аминь.

Другие новости из этого раздела:

Оставить свой комментарий

Нажимая на кнопку ниже, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и принимаете политику конфиденциальности.