Последнее обновление: 22 ноября 2017 в 00:11
Подпишитесь на RSS:

29 ноября 2014 года. Проповедь после чтения Евангелия на литургии в Петропавловском храме в Парголово

7 декабря 2014

Силуаг 6

Во имя Отца и Сына, и Святого Духа. Аминь!

Дорогие братья и сестры! Сегодня память святого апостола Евангелиста Матфея и, соответственно, в Евангельском чтении рассказывается о его призвании на апостольское служение (Мф., 30 зач., IX, 9-13).

Мы слышим о нём,сидящим на мытнице, т.е. на месте,где сидели мытари. Мытари — это люди, которые в Римской империи собирали налоги на нужды римского государства, но и они, естественно, с этого кормились, поэтому собирали и себе в карман, поэтому народ еврейский их и не очень любил. И мы часто слышим, как в Евангелии о мытарях отзываются довольно жестко, например, в притче о мытаре и фарисее, т.е. это человек, не уважаемый народом.

И вот Господь призывает мытаря, дотронулся до сердца человека, который не любим своим собственным народом, который занимается при этом сбором налогов на нужды оккупантов. Вы помните, что Римская империя Иудею оккупировала, и была чужой властью еврейскому народу. И вот такого человека Господь призвал. И мы слышим,как апостол Матфей отзывается на зов Божий. Он тотчас оставляет свое ремесло, свой заработок, свои праведные и неправедные деньги, и, тут же, как свидетельствует Евангелие,встает и следует за Иисусом. Вот какая удивительная сила веры была у апостола Матфея и за это мы его особо прославляем, и этому тоже пытаемся научится.

Самое главное в сегодняшнем первом Евангелие, конечно, это то, что Господь показывает нам, кто мы, чем является Церковь Христова.

Мы очень часто думаем,что мы особенные люди, потому что мы православные, а весь мир во зле лежит.

Это так, конечно, мир возле лежит. Конечно, все мы призваны к особому служению. Но значит ли это, что мы сами особенные? Вот тут Господь отрезвляет нас и говорит: «не пришел я призвать праведников, но грешников к покаянию». То есть, мы грешники, призванные к покаянию. «Не требуют здоровые врача, но болящие», мы с вами болящие, призванные к исцелению. И вот так Евангелие нас отрезвляет, и даже немножко обескураживает. Многие из нас идеи по преображению всего мира вынашивают, а оказывается, в первую очередь нужна «жертва Богу — Дух сокрушен, сердце сокрушенное и смиренное», как об этом говорит пророк и псалмопевец Давид.

Особенно полезно вспомнить об этом сейчас, начиная поприще, т.е. в переводе с церковно-славянского,путь рождественского поста. Не пришел Господь призвать праведников. Это значит,что там, в миру, те, кто не пришли, возможно праведнее нас с вами. И об этом нужно тоже помнить, не возносится. Господь смиренным дает благодать, а гордым противится.

И та же самая мысль подчеркнута и во втором Евангельском чтении. Оно вообще построено на одних сплошных парадоксах, и нам сейчас в начале поста, перед причащением Святых Христовых Таинств, тоже полезно об этом услышать (Лк., 49 зач., IX, 57-62).

Один человек говорит: «Господи,я хочу туда пойти, где Ты живешь, пойдем вместе с Тобой». Что он ожидал? Он ожидал почета, он ожидал, что вот он придет в жилище праведника, и о нём молва пойдет по всему народу, и о нём начнут говорить, что он не простой человек, он ведь вхож к самому Иисусу, Которого многие из иудеев считали пророком. И Господь видя тщеславие, горделивые помыслы его сердца, его сразу обескураживает. Он смиренно про себя говорит: «Сын человеческий не имеет, где главу преклонить», т.е. не было у Христа квартиры, не было постоянного жилища.

И дальше какой пронзительный, красивый, удивительно показывающий одиночество праведника в мире, образ. Лисы имеют норы, в которых они могут жить, а Сын человеческий, Мессия, Творец этого мира не имеет где голову преклонить. Птицы небесные имеют гнёзда, а у Христа нет своего жилья.

У Бога нет своего жилья, кроме как в нашем сердце. И если мы Его гоним из нашего сердца, то у Бога нет жилья в этом мире, и об этом тоже всегда надо помнить.

Входя через Причащение Святых Христовых Таин в наше сердце, сколько Господь проживет в нашей душе? До первого греха, до первого отвержения Бога, до первого сознательного противления Богу, Истине, Церкви. И опять мы становимся одиноки, и Господь опять скитается по этой жизни, ища новое сердце, хотя казалось бы, чьё ещё сердце, как не наше, людей, пообещавших верность Богу в Таинстве Святого Крещения и приходящих регулярно в храм в надежде на получение благодати и милости Бога? Чьё же сердце, как не наше, должно быть с Богом?

Два других человека,спрашивавших о том же у Иисуса, наоборот получили приглашение идти с Ним. Этот первый не получил, а два других получили, но тут они начинают отказываться. Один говорит: «позволь мне сначала погребсти отца моего». Господь отвечает ему: «пусть мертвые погребают своих мертвецов». Да как же это, разве Христос заповедует нам не заботится о погребении родственников?

Конечно, здесь другой смысл. Вот и третий отказывается идти за Христом, говорит: «позволь простится с теми, кто у меня в доме, а потом уже я пойду за Тобой».

А Господь ему говорит — никто не может пахать, глядя назад. Если ты положил руку на плуг, смотри вперед и паши свою борозду.

Конечно, не погребение ближних осуждает Бог, или прощание с ними. Это нам такое простое и четкое указание: если мы взялись быть христианами — дерзайте. Взялись постится — дерзайте, взялись быть с Богом — дерзайте. А Господь во всем благом всегда поможет нам. Аминь.

Оставить свой комментарий

*

code