Последнее обновление: 22 ноября 2017 в 00:11
Подпишитесь на RSS:

Рекомендации по подготовке к Таинству Венчания

10 апреля 2014

венчаниеРекомендовано
Санкт-Петербургской епархиальной комиссией
по вопросам семьи, защиты материнства и детства

Одобрено
Отделом религиозного образования и катехизации
Санкт-Петербургской епархии

Выписка из РЕКОМЕНДАЦИИ
по организации катехизации перед Таинством Венчания и по организации работы                                                            с  семейными парами в храмах       Санкт-Петербургской епархии :

27 декабря 2011 года Священный Синод Русской Православной Церкви утвердил документ документа «О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви». В нём, в частности, говориться (п.II.2):

Современный кризис семьи и традиционных семейных ценностей побуждает Церковь уделять особое внимание подготовке верующих к Таинству Брака и духовно-просветительской работе с семьей.

По причине невоцерковленности большинства вступающих в церковный брак представляется необходимым установить перед Таинством Брака обязательные подготовительные беседы, во время которых священнослужитель или катехизатор-мирянин должен разъяснить вступающим в брак важность и ответственность предпринимаемого ими шага, раскрыть христианское понимание любви между мужчиной и женщиной, объяснить смысл и значение семейной жизни в свете Священного Писания и православного учения о спасении.

Церковное попечение о семье должно заключаться в подготовке молодежи к вступлению в брак и духовной поддержке семьи после ее создания.

Большое значение имеет размещение и распространение духовно-просветительской информации в родильных домах и женских консультациях, проведение катехизических бесед о христианском понимании любви и брака со старшеклассниками общеобразовательных школ и студентами средне-специальных и высших учебных заведений. Важным направлением развития духовно-просветительской деятельности Церкви является создание и организация работы различных форм православных консультаций по вопросам семьи и брака.

На основании вышеизложенного текста, а также других постановлений и документов, утверждённых Архиерейскими Соборами и Священным Синодом, с учётом уже имеющегося опыта работы с семьёй в Санкт-Петербургской епархии, Санкт-Петербургская епархиальная комиссия по вопросам семьи, защиты материнства и детства, совместно с Отделом религиозного образования и катехизации выработала следующие рекомендации:

1. Согласно принципам, выраженным в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» (п. X. 2.), Таинство Венчания в храмах Санкт-Петербургской епархии надлежит совершать только над супружескими парами, брак которых законным образом зарегистрирован в государственных органах Российской Федерации или иного государства, и признаётся Церковью в качестве брака. Исключения из этого правила (венчание до регистрации или без регистрации) возможны только в исключительных случаях и только по благословению Правящего Архиерея. Свечницы, или иные должностные лица храма, записывая пару на Венчание, должны убедиться, что данный брак законным образом зарегистрирован (должны быть предъявлены либо Свидетельство о регистрации брака, либо соответствующие отметки в паспортах).
Нарушение этого правила является основанием для канонических перещений на священника, совершившего Таинство Венчания (за исключением случаев предъявления поддельных или недействительных документов – если эта ситуация будет выявлена впоследствии, это может являться основанием для признания совершённого обряда Таинства Венчания недействительным).

2. Таинство Венчания должно совершаться только над православными христианами, не имеющими канонических препятствий для вступления в брак. В случае сомнительных и неоднозначных ситуаций предписывается обращаться к Правящему Архиерею.

3. Если один из вступающих в брак является католиком, членом Древней Восточной Церкви, либо протестантом, исповедующим веру в Триединого Бога, согласно «Основам социальной концепции Русской Православной Церкви» (п. X. 2.), Таинство Венчания над ними совершить возможно. В остальных случаях допускается регистрация брака православного христианина и представителя другого вероисповедания в государственных органах, православный христианин, вступивший в такой брак, от причастия не отлучается, но совершение Таинства Венчания над ними невозможно.

4. Согласно принципам, выраженным в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» (п. X. 2.): «Изначально христиане запечатлевали брак церковным благословением и совместным участием в Евхаристии, что являлось древнейшей формой совершения Таинства Брака. «Те, которые женятся и выходят замуж, должны вступать в союз с согласия епископа, чтобы брак был о Господе, а не по похоти», — писал священномученик Игнатий Богоносец. Согласно Тертуллиану, брак, «скрепленный Церковью, подтвержденный жертвоприношением [Евхаристией], запечатлевается благословением и вписывается на небесах ангелами». Исходя их вышесказанного, либо непосредственно перед Таинством Венчания, либо за несколько дней до него (рекомендуется в пределах недели) православный христианин, вступающий в брак, должен исповедаться и причаститься Святых Христовых Тайн. Можно рекомендовать (но не в обязательном порядке) исповедь у одного духовника и совместное причащение на одной Литургии.

5. Из числа штатных клириков храма или постоянных (штатных) работников храма должен быть назначен ответственный за работу с семьёй на Приходе или в Монастыре, которому рекомендуется прохождение курса подготовки к данной деятельности в Отделе религиозного образования и катехизации Санкт-Петербургской епархии по программе «Семейная педагогика». Данное указание относится к монастырям Санкт-Петербургской епархии, поскольку среди постоянных прихожан храмов обителей есть молодые люди обоих полов и есть семейные пары, духовные нужды которых нельзя игнорировать…

6. На ответственного за работу с семьёй возлагается обязанность организовывать и проводить беседы перед Таинством Венчания. Ему же, или одному из штатных клириков храма, предписывается задать вступающим в брак следующие вопросы:
• Являетесь ли Вы православными христианами?
• Зарегистрирован ли Ваш брак в ЗАГСе?
• Не являетесь ли Вы близкими родственниками?
• Нет ли у Вас психических или серьёзных физических заболеваний?
• Нет ли у Вас болезней, препятствующих брачному сожитию или передающихся половым путём?
• Нет ли у Вас заболеваний или последствий травм, из-за которых Вы не сможете иметь детей, или которые повышают риск рождения больных детей?
• Нет ли у Вас алкогольной или наркотической зависимости?
Ответы на первые три вопроса могут поставить под сомнение саму возможность совершения брака. Ответы на последующие вопросы могут быть разными, но они не должны быть секретом друг от друга для вступающих в брак, а также для венчающего их священника. Однако не будет корректным, если ответы на эти вопросы будут преданы широкой огласке, беседа должна быть достаточно конфеденциальной.

7. Перед проведением беседы или цикла занятий относительно собственно Таинства Венчания и жизни в браке рекомендуется (в зависимости от степени воцерковлённости) пройти цикл бесед общекатехизического плана – как перед Таинством Крещения. Возможно проведение одной беседы. Вступающие в церковный брак должны хотя бы знать ответы на вопросы:
• Кто такой Бог? (см. Катехизис свт. Филарета, п. 84 и 86);
• Откуда мы знаем о Нём? (см. Катехизис свт. Филарета, п. 10 и 15);
• Что означает термин «Троица»? (см. Катехизис свт. Филарета, п. 90-95)
• Кто такой Иисус Христос?
• Что означают термины «грех», «покаяние», «спасение»?
• Что такое Библия и из каких частей она состоит?
• Что такое «Символ веры»?
• В чём суть таинств Крещения, Покаяния и Причащения?

8. Основные темы для беседы перед Таинством Венчания:
• Супружество в Божием замысле (см. Быт 1, 27-28; Быт. 2, 20-25 и Катехизис свт. Филарета, п. 119);
• Необходимость при вступлении в брак покинуть семью родителей, сохраняя при этом любовь к ним, заботу и уважение, для того, чтобы создать собственную семью, а также о сохранении и нерасторжимости брака (см. Быт. 2, 20-25 – Мф. 19, 3-12 и Мф. 5, 31-32);
• Единство супругов подобно единству Христа и Церкви (Еф. 5, 22 – 33; особенно важно сравнение Еф. 5, 30 и Быт. 2, 23);
• О цели супружеской жизни, как явлении полноты образа Божия во взаимной любви (Быт. 1, 27);
• О том, что все люди – разные, и по характерам, и по темпераментам, и по привычкам, и по воспитанию, и по духовным дарованиям (см. 1 Кор. 12) – что необходимо принимать людей такими, какие они есть, и не «ломать» их под себя и свои понятия. Супруги призваны любить и взаимно дополнять друг друга (см. также 1 Кор. 13);
• Брак существует не только ради чадородия, но и «во избежание блуда». Воздержание от интимных отношений возможно только «на время, по согласию, для упражнения в посте и молитве» (1 Кор. 7);
• Отсутствие детей не является основанием для развода и признания брака в Новом Завете бессмысленным. При невозможности зачать ребёнка самостоятельно есть смысл подумать об усыновлении (удочерении);
• Отношение Церкви к контрацепции, абортам, суррогатному материнству и иным способам оплодотворения (см. Основы социальной концепции);
• О том, что Церковь признаёт зарегистрированный в государственных органах брак, в качестве брака, а не блудного сожития, с уважением относится к такому браку, но, тем не менее, настаивает на необходимости церковного брака (Таинства Венчания) для верующих людей православного вероисповедания (см. Постановление Священного Синода Русской Православной Церкви от 28 декабря 1998 года). …

Источник: http://mitropolia-spb.ru/docs/detail.php?id=48159

Оставить свой комментарий

*

code