Последнее обновление: 10 ноября 2017 в 12:49
Подпишитесь на RSS:

Из святоотеческого наследия…

4 сентября 2014

мудрость
«Старцы средних веков обратились ко Господу с тем, чтобы узнать как будут спасаться христиане последних времен. И Господь ответил так: «Христиане первых времен спасались через терпение гонений, мучений и истязаний. Вы спасаетесь через несение подвигов в монашестве и отшельничестве, через подвижничество. Ничего этого у христиан последних времен не будет. Но, падут на них искушения и те, кто устоят в этих искушениях, будут выше вас и отцов ваших».

_________________________________________________________________________

Сказание из Евергетина (патерика):

«83. Однажды авва Антоний молился в своей келии, и был ему глас: «Антоний, ты еще не достиг меры такого-то сапожника, что живет в Александрии».

Наутро старец встал, взял свой пальмовый посох и отправился к этому сапожнику. Придя, он приветствовал его, а затем сел рядом с ним и говорит ему:

— Расскажи мне, брат, о твоем делании.

А сапожник ответил:

— Я, авва, не знаю, что я сделал доброго. Вот только разве что встаю я с утра, чтобы сесть за работу, и каждый раз говорю себе, что весь этот город, от малого до великого, — все войдут в Царство Небесное за их праведность, а я один попаду в ад за свои грехи. И вечером опять, перед тем как лечь спать, говорю те же слова.

На это старец сказал:

— Воистину ты, как добрый плавильщик, спокойно жил дома и унаследовал Царство. А у меня не было рассудительности, и за все время, что я провел в пустыне, я не достиг тебя.

Будь внимателен, читатель, и не прими эту повесть попросту и без рассуждения, не получи вместо пользы вред! А иначе одно-единственное делание мирского человека, и то нетрудное, ты предпочтешь всему подвижническому жительству того, кто был главой и родоначальником многих Отцов. А ведь Антоний, по слову апостола, «получил свою награду по своему труду» (1 Кор 3. 8): он был прославлен Богом превыше всех Отцов и вознесен туда, где пребывает Сам Бог, как это было открыто одному из святых.

Но если Антонию Великому — «огненному столпу, просвещающему вселенную», как сказал о нем один из святых, — следует предпочесть сапожника за один только благочестивый помысел, то почему бы тогда не поставить этого сапожника всем в пример? Не лучше ли нам начать подражать ему, если он больше подходит для этого, тем более что подражать ему несложно? Почему же тогда мы, монахи, оставили его в стороне: взираем на житие дивного Антония, как на образец, и каждый из нас стремится подражать ему своей жизнью? Притом уподобиться Антонию стоит таких трудов: немногие были способны в полной мере достичь этого, да и те, думаю, так и не достигли.

Отсюда видно, что Бог, по слову Писания, смиряет тех, кого любит (Притч 3.12). Он дал апостолу Павлу «жало в плоть», чтобы тот не «превозносился чрезвычайностью откровений» (2 Кор 12. 7—9). Он и святого Антония оградил смирением, когда тот уже был преисполнен плодов и дарований Духа и желал узнать собственную меру совершенства. Поэтому Человеколюбец и сказал ему как человеку, что тот еще не достиг меры сапожника.

________________________________________________________________________________

__

1) В минуту отчаяния знайте, что не Господь оставляет вас, а вы — Господа. Во имя Божие, вот
как приказываю вам жить, когда вы бываете одни: хотя бы и скорбно вам было, хотя бы и не
хотелось — всегда мысленно сердцем вашим призывайте Господа Иисуса Христа, живущего в душе
вашей.
2) У послушников Христовых в предмете должна быть воля не своя, а Божия, которая и
Апостолам, и нам воспретила исследовать будущее, его же Бог положил во власти Своей.
3) Если живете вы с другими, то служите им, как Самому Богу, и не требуйте за любовь любви,
за смирение — похвалы, за служение — благодарности.
4) Чем можете соблазнить или оскорбить живущих с вами ближних, того отнюдь не делайте; а
если они оскорбят вас, смотрите на это не как на оскорбление, а как на приготовленное вам от
Господа Бога орудие, которым, если захотите, можете истребить в себе всякую нечистоту
сердечную.
5) Прежде нежели что скажете, рассудите, не оскорбит ли ваше слово или дело Бога или
ближнего.
6) Не судите чужого раба, стоящего или падающего; у него есть Бог, сильный удержать его от
падения и восставить по падении.
7) Вспоминайте, что та минута, которую отнимает у вас лень, есть, может быть, последняя
вашей жизни, а за ней — смерть и суд. Оставьте негу.
8) Не огорчайте никого и не платите бранью за брань, скорбью — за скорбь: и в книге животней
имя ваше будет написано с преподобными.
9) Прошу вас, други мои, не пренебрегайте никаким средством, которым можно угодить Богу: а
таких средств множество, как-то: ласковое обращение с людьми; утешение печального; заступление
обиженного, подаяние неимущему; отвращение очей от дурных предметов; противостояние дурным
домыслам; понуждение себя на молитву: терпение, милосердие, справедливость и прочее, тому
подобное. Исполнение этих священных добродетелей привлечет к вам всесильную помощь Божию,
а с нею одолеете все трудное, прежде казавшееся невозможным к преодолению нашими силами.
10) Всячески противостоите вспыльчивости, и при Божией помощи, она непременно ослабеет.
«Аще случится ти когда раздражитися или разгневатися, тогда наипаче ничтоже глаголи, или
отъмди, или затвори уста своя, да не исскочить яростный пламень и опалит душу твою и сущим с
тобою сотворит напрасный мятеж; но едва угаснет пламень, и мирно будет сердце твое, — тогда яже
ко исправлению глаголи».
11) Всячески остерегайся на что-нибудь сердиться: всякая неприятность не сама по себе
постигает нас, но допускается Промыслом Божиим для тех же спасительных целей, для коих св.
Апостола Павла постигали беды в реках, беды от разбойник, беды от сродник, беды от язык, беды
во градех, беды в пустыне, беды в море, беды от лжебратии, внеуду брани, внутрьуду — болезни (2
Кор. II, 26). »
12) Зная это, не обращайте внимания на то, кто обидел вас и за что обидел, а только помните,
что никто не осмелился бы нанести вам оскорбление, если бы не Господь хотел допустить это, и
поэтому благодарите лучше Господа, что постигающими вас скорбями Он ясно показывает, что вы
Ему не чужие, и ведет вас в Царство Небесное. Писание Святое глаголет: Аще наказание терпите,
якоже сыновом обретается вам Бог. Который бо есть сын, егоже не наказует отец (Евр. 12, 7).

13) Оставляйте суровость всегда и будьте пред Господом в обхождении с людьми, как дети
незлобивые.
14) В любви Божией пребывайте, ей учитесь, ею дышите: Бог есть любовь, и кто в любви
пребывает, тот — в Боге, и Бог — в нем. И в скорбной жизни сладко жить с Божиею любовию.
15) Не в многоглаголании есть спасение, а в совершенном внимании себе.
16) Отвыкайте от споров: они, возмущая сердце, лишают нас мирного состояния души. Всякой
вздорной мысли противопоставляйте молитву Иисусову. Не верьте предрассудкам.
17) Подозрительность — совсем не христианское свойство, и потому не усваивайте его.
Мудрости же, осторожности и непорочности требует от нас Сам Бог чрез Св. Писание: Будите
мудри, яко змия, и цели, яко голубые.
18) Всегда держитесь средины: крайности нигде и ни в чем непохвальны. Помните старческое
слово: «Могущему понести все возвести».
19) Всегда будьте преданы воле Божией, всецело для нас спасительной.
20) Обращайтесь с ближними весело и с любовию. Любите их, служите им: они дороги, — за них
пролита кровь Спасителя, они — члены Христовы. Не оскорбляйте их даже едва заметным знаком.
21) Спасайте себя благоугождением пред Господом Богом, благоугождая Ему всеми видами
любви. О том только и заботьтесь, чтобы обогащаться любовью. В ком есть любовь, тот имеет в
себе Бога.
22) Заметьте, что вы только тогда бываете вполне довольным всем, когда имеете терпение,
смиренномудрие, покорность и ко всем любовь.
23) Не вспоминайте с упреком о прошедшем, иначе Господь Бог вспомнит и взыщет с вас то,
что уже простил вам.
24) В унынии заставляйте и сердце, и язык ваш молиться так: Господи, спаси мя — погибаю!
25) Если кого просите о чем, то просите с терпением жены Хананеянки.
26) Поверять чужие пороки есть грех, потому избегайте такой греховной уверенности.
27) Если вы каким-нибудь образом огорчили слугу, то употребите такое средство, чтобы он
забыл сделанное ему огорчение.
28) Делайте все с разборчивостью, не спеша, чтобы дела ваши были успешны.
29) Злое побеждайте добром: худого худым исправить нельзя.
30) Без отречения своей воли нельзя положить и начала спасению, не только спастись.
Испрашивайте же себе у Господа самоотречения, чада мои: оно необходимо ко спасению.
31) Если вздумаете кого навестить из ближних, то, при посещении его, положите себе за
непременную обязанность сохранить к нему ту же любовь и то же расположение, в котором вошли
к нему, хотя бы и получили какое-либо оскорбление.
32) Во всякой случившейся неприятности при сношении с ближними обратитесь прежде к себе:
по строгом исследовании, мы почти всегда находим, что сами были причиною неудовольствия.
33) В минуту вспыльчивости молчите и творите молитву Иисусову.
34) Не оправдывайтесь, не спорьте, снисходите к характерам и летам. Утешайте всех и каждого,
чем можете; не осуждайте никого; не платите злом за зло; всех любите, всех прощайте; всем будьте
слугами.
35) Себя считайте последними и грешнее всех.
36) Любите Господа Бога и молитесь Ему как Отцу; смиряйтесь пред всеми христианами, — и
возлюбит вас Господь Бог ваш, и возрадуется о вас ваш Пастырь.
37) Переносите нетерпеливость, бестолковость, невежество, напрасный гнев — все без
прекословия.
38) Когда возымеете к кому-нибудь невольное чувство неприязни, старайтесь победить это
греховное чувство; заставьте себя так молиться: спаси. Господи, раба Твоего (такого-то) и святыми
его молитвами умири сердце мое. — Принудите себя оказывать нелюбимому человеку всякого рода
внимание и услуги: и Господь, видя доброе ваше намерение, не только вырвет из сердца вашего
греховную неприязнь, но и его самого исполнит святою любовью.
39) Если не утешает вас молитва при исполнении ее, то знайте, что она готовит вам
божественное утешение и сладость вскоре по исполнении: Терпя потерпех Господа, и внят ми.
40) Во всю свою жизнь, пред каждым своим действием, руководитесь следующим
христианским рассуждением: задуманное мною действие не противно ли воле Божией, не
губительно ли оно для души моей, не обидно ли оно для ближнего? Если, по строгом исследовании, совесть не зазирает вас, то намерение свое приводите в исполнение; а если зазирает — удержитесь от
исполнения.
41) Не касайтесь языком своим чести ближнего, но свой язык употребляйте только, на
славословие Божие и на чью-либо пользу и назидание. А захотите злоречить, то вспомните грехи,
соделанные вами от юности и порицайте себя за то, что сделали их.
42) Не тяготитесь жизнью: она несносна только для, злочестивых; а кто верует в Господа
Иисуса Христа, уповает на Него, любит Его — для того она всегда сносна.
43) Жизнь нам дана только для того, чтобы мы славили Бога, благотворили ближнему и
достигали вечного Царства указанным в Евангелии тесным путем, а не для того, чтобы веселиться в
ней: блаженны плачущие ныне, а не смеющиеся.
44) Смирение получило свое начало от смирившегося Господа Иисуса и есть венец и красота
всех добродетелей. Что засохшей земле — дождь, то человеческой душе — смирение.
45) Смирение есть такая добродетель, которою любуется Сам Бог: На кого воззрю? — говорит
Он. — Токмо на кроткого и смиренного, и трепещущего словес Моих.
46) Но в чем состоит смирение? По моему мнению, оно состоит в том, что человек считает себя
грешнее всех, никого не унижает и не оскорбляет, не осуждает, внимает лишь себе и не ищет ни
богатства, ни славы, ни похвалы, ни чести, считая себя вовсе того недостойным; мужественно
терпит уничижение, брань, укорение, признавая себя в сердце своем заслужившим это: со всеми
обращается радушно, всякому с любовью готов служить, не видит своих добрых дел и не говорит о
них без нужды. Подобного смирения испрашиваю вам у Господа Бога, чада мои, потому что оно не
только избавит вас от греха, но и приведет в любовь к Тому, Кто смирил Себя до смерти, смерти же
крестной.
47) Любовь покрывает множество грехов. Если вы будете печальным — утешением, несчастным
— облегчением, бедному — помощию, сироте — отцом и матерью, больному — упокоением, слуге —
милостивым, заблудшему — руководителем ко спасению и всякому христианину — усердным, по
возможности, служителем: то за такую любовь вашу к меньшим братьям и членам Господа нашего
Иисуса Христа не только изгладятся грехи ваши, но и узрите Господа лицом к лицу и возрадуетесь
во веки.
48) Полагайте на уста хранение, упражняйте сердце в молитве Иисусовой, прилежите всякого
рода воздержанию — и получите дар бесценный, дар любви Божией к вам.
49) Воздавайте кесарево кесареви, а Божие — Богови. Направляя внешние, относящиеся к
общежитию дела, по сердцу непрестанно будьте жертвою Богу и так живите в этом Вавилоне — мире
сем, — чтобы беспрестанно памятовать о своем горнем Иерусалиме и о своем предназначении.
50) Променяйте благородство ваше на рабство Господу Иисусу Христу. Неге противьтесь,
роскоши избегайте и не превозноситесь пред вашими рабами: в высшем они с вами равны, потому
что Господь наш призывает и их к святой Своей трапезе теми же словами, как и вас: Приидите,
чада, сие есть Тело Мое…; пиите от нея ecu, сия Кровь Моя, яже за вы и за многия изливаемая.
51) Долины, лежащие внизу, почти всегда бывают тучны и плодоносны, а высокие горы
большею частью сухи и неспособны к плодоношению. Равным образом, колос, который держит
голову вверх, всегда бывает пуст, а который стоит, поникнувши голову, в том много зерен. Имейте
сердце смиренное — и обогатитесь всем нужным ко спасению.
52) На долину плодоносную дождь льется и прямо с облаков, и с высоких гор: таково смирение.
Под именем дождя я разумею благодать Божию, которая дается смиренным и непосредственно от
Бога, и чрез людей, всей жизни духовно вознесенных Господом, как вознесены горы. Если
внутреннее ваше будет смиренно отдано в волю Божию и закрыто для входа врагам его, то приидет
к вам Утешитель Дух Святой и вселится в вас.
53) О пространном пути забудьте: Господь, по милосердию Своему, ведет вас тесными вратами
в Царство Небесное; а тот путь приведет в пагубу вечную.
54) И вам, и себе желаю в этой жизни только очищения от грехов и прошу Господа Бога, чтобы
Он с нами сделал все то, чем угодно будет Ему очистить грехи наши и смыть беззакония, хотя бы
для сего нужно было бесчестие и бесславие. И вам, и мне должно жить по заповедям Божипм, а не
по толкам человеческим.
55) Для пользы своей души любите уединение и, покорившись совершенно велениям Отца
Небесного, приучите свое сердце к непрестанной молитве Иисусовой. От внутреннего пребывания в
вас Господа Бога вы соделаетесь во всем терпеливее, любвеобильнее и смиреннее.

56) Не дела собственно спасут нас, а милость Божия, если мы творим дела только во имя
Господа Иисуса Христа, Который да не лишит вас, другое моих, милости Своей во все дни живота
вашего. Слабы ли вы, дурны ли — все прибегайте к милосердому Господу Иисусу Христу и
надейтесь на Него крепко: эта надежда не посрамит вас во веки.
57) Не презирайте слов моих и не считайте их трудными к исполнению: для Господа и с
Господом все трудное не трудно и все скорбное не скорбно.
«Иго бо Его благо и бремя Его легко есть».

Из книги С.А. Нилуса «Святыня под спудом»

_____________________________________________________________________________

Старец Силуан говорил:

«Я в меру отца моего не пришел. Он был совсем неграмотный, и даже «Отче наш» читал с ошибкой, говорил «днесть» вместо «днесь», заучил в церкви по слуху, но был кроткий и мудрый человек».

У них была большая семья: отец, мать, пять братьев-сыновей и две дочери. Жили они вместе и дружно. Взрослые братья работали с отцом. Однажды, во время жатвы, Семену пришлось готовить в поле обед, была пятница, забыв об этом, он наварил свинины, и все ели.

Прошло полгода с того дня, уже зимою, в какой-то праздник, отец говорит Семену с мягкой улыбкой:

— Сынок, помнишь, как ты в поле накормил меня свининой? А ведь была пятница; ты знаешь, я ел ее тогда как стерву. 

— Что же ты мне не сказал тогда? 

— Я, сынок, не хотел тебя смутить.

Рассказывая подобные случаи из своей жизни в доме отца, Старец добавлял:

«Вот такого старца я хотел бы иметь: он никогда не раздражался, всегда был ровный и кроткий. Подумайте, полгода терпел, ждал удобной минуты, чтобы и поправить меня и не смутить».

 

Архим. Сафроний (Сахаров). Старец Силуан Афонский

____________________________________________________________________________________

 

О ненужности делать усилия в молитве, в любви к Богу могут говорить только люди, не имевшие опыт в этом. Всякое, даже самое слабое, даже вынужденное устремление к Богу дает живой и неопровержимый опыт Его любви. Тот, кто имел этот опыт, уже его не забудет. То же и в любви к людям. Всякая любовь несет удовлетворение и награду в себе самой. В этом опытное подтверждение слов «Бог есть любовь».

Смерть близких — опытное подтверждение нашей веры в бесконечность. Любовь к ушедшему — утверждение бытия другого мира. Мы вместе с умирающим доходим до границы двух миров — призрачного и реального: смерть доказывает нам реальность того, что мы считали призрачным и призрачность того, что считали реальным.

о. Александр Ельчанинов. Записи.

___________________________________________________________________

 

Переживаемые нами годы очень трудны и очень опасны, но, в конце концов, победит Христос. Вот увидите, с каким уважением люди будут относиться к Церкви — лишь бы мы [христиане] жили правильно. Люди поймут, что иначе ничего хорошего не выйдет. Политики уже поняли, что если кто-то и может помочь людям в мире, который превратился в сумасшедший дом, то это люди Церкви. Да, не удивляйтесь! Наши политические деятели признали свое бессилие, подняли руки вверх. Ко мне в каливу пришли как-то несколько политиков и сказали: «Монахи должны идти в мир на проповедь, просвещать людей. Иного выхода нет». Какие нелегкие годы!.. Если бы вы только знали, до чего мы дошли, и что нас ждет впереди!..

 

Старец Паисий Святогорец.Слова. Том I.

________________________________________________________________________

 

В старину существовал подвижнический дух. Каждый старался подражать другому. При этом ни зло, ни нерадение не могли устоять. Было изобилие добра, был подвижнический дух, и поэтому человек нерадивый не мог устоять в своем нерадении. Его увлекал за собой общий поток добра. Помню, как-то в Салониках мы ждали сигнала светофора, чтобы перейти улицу. Загорелся зеленый, человеческая масса тронулась, и я почувствовал, что меня несет вместе со всеми. Мне оставалось только переставлять ноги и приближаться к противоположной стороне улицы. Я хочу сказать, что если все идут в одно и то же место, то кому-то одному сложно не идти вместе со всеми — даже если он этого не хочет. Другие увлекают, ведут его вместе с собой. Но сегодня, если человек хочет жить честно, духовно, то в мире ему не находится места, ему приходится нелегко. И если он будет невнимателен, то покатится под горку, его унесет вниз мирской поток.

В прежние времена было обилие добра, обилие добродетели, хватало добрых примеров, и зло тонуло во множестве добра. То немногое бесчинство, которое существовало в миру или в монастырях, было незаметно и не вредило людям. А что происходит сейчас? Злых примеров изобилие, а то немногое добро, что еще осталось, — не ставится ни в грош. То есть сейчас происходит прямо противоположное: малое добро тонет во многом зле, и у власти находится зло.

 

Старец Паисий Святогорец.Слова. Том I

 

__________________________________________________________________________

А кто раздражителен, кто гневлив, кто славолюбив, кто любостяжателен, кто чревоугодник, кто обращается с мирянами, кто хочет, чтобы исполняема была собственная его воля, кто вспыльчив и исполнен страстей — все таковые пребывают в таком же смятении, как сражающиеся ночью, и осязают тьму, находясь вне области жизни и света. Ибо область сия составляет удел добрых, смиренномудрых, соделавших сердца свои чистыми. Человек не может узреть красоты, которая внутри него, пока не возгнушается всякою красотою вне его и не обесчестит ее. Он не может возвести взора прямо к Богу, пока не отречется совершенно от мира. Кто уничижает и умаляет самого себя, того упремудрит Господь. А кто сам себя почитает премудрым, тот отпадает от Божией премудрости. В какой мере язык воздерживается от многоглаголания, в такой озаряется ум к различению помышлений, а многоглаголанием приводится в замешательство и самый рассудительный ум.

 

Прп. Исаак Сирин. «Слова Подвижнические…»

__________________________________________________________________________

 

Где кончается опыт и начинается вера? Если говорить о том, что вера основана на опыте, то чем она от него отличается? Есть в творениях древнего отца Церкви, святого Макария Великого, который жил в Египетской пустыне в IV веке, замечательное место, где он старается именно обнаружить тот момент, когда опыт превращается в веру. Он говорит об очень глубоком, потрясающем опыте приближения Бога в молитве, который ему и другим подвижникам известен или ведом. Он говорит, что в момент углубленной молитвы человек отрывается от сознания всего земного, перестает даже осознавать себя, переживает только благоговейный ужас, любовь, поклонение, радость, торжество о встрече с Богом, Который как-то пронизывает все его сознание, все его переживания, все его тело, не оставляя никакой возможности заглядеться на себя или следить за тем, что с ним происходит. И пока такой глубочайший, потрясающий опыт происходит, конечно, человек не знает, что с ним происходит. Это, разумеется, относится не только к религиозному опыту; есть моменты в жизни, когда какой-нибудь опыт, переживание, событие нас так охватывает, так потрясает, что мы себя и вспомнить не можем, и оглядеться не можем. Так бывает в момент автомобильной катастрофы; так бывает в момент потрясающей нас до глубин радости или пронизывающих наше сердце горя и отчаяния.

Но возвращаясь к опыту святого Макария: он говорит, что человек, пока он в пределах этого опыта, ничего не может сознавать, кроме Бога. Но в какой-то момент Бог как бы от него удаляется; человек находится на положении (это очень красивый, как мне кажется, образ) маленького челна, лодочки, которую море, отходя от берегов, оставляет на песке. За несколько секунд до этого челн еще колебался на волнах; теперь он покоится на земле. Вот этот момент, когда человек уже не несом опытом, хотя опыт, переживание еще горит, еще трепещет; когда человек абсолютно еще уверен в реальности этого опыта и однако актуально, в данную минуту его не переживает, — этот момент и является той гранью, когда опыт превращается в веру, в уверенность. И человек может вполне справедливо продолжать жить и говорить: я это пережил, и я знаю, что это есть. Это может быть религиозный опыт, страх, радость, горе; они отзвучали, отошли, но уверенность в том, что они существуют, в человеке уже не поколеблется.

Вот где мы можем уловить переход из опыта в веру; и о такой вере человек может говорить с абсолютной, пламенной уверенностью, может говорить с убедительностью, потому что он говорит о том, что сам знает, чего он дознался до мозга костей, почти до разрыва сердечного.

 

Митрополит Антоний (Сурожский). Из книги «Человек перед Богом»

­­___________________________________________________________________________

 

Болезни приносят огромную пользу душе, нужно лишь терпеть их без ропота и благодарить Бога, прося Его ми­лости. Когда заболеем, то дело не в том, чтобы не при­нимать лекарств или поехать помолиться святому Некта­рию. Мы должны знать понять, что болезнь — это таинство, более того, это возможность для нас броситься   в благодать Божию…

В этом заключается само — таинство. Остально­му «нас научит благодать, то есть тому, каким образом это сделать, как предать себя Христу. Как предать? А вот так! Мы презираем болезнь, не думаем о ней; а думаем о Христе спокойно, помышляем просто, неза­метно, бескорыстно, и Бог сделает Свое чудо на пользу нашей душе. Как говорим за Божественной литургией: Весь живот наш Христу Богу предадим…

 

Старец Порфирий Кавсокаливит . Поучения. (Часть 1)

 _______________________________________________________________________

Если услышишь, что кто-нибудь сказал про тебя слово недоброе; то когда встретишься с ним в каком месте, или он зайдет к тебе, яви к нему лицо свое радостно-радушным и благорасположенным по силе твоей, ничего не говоря ему про то, что слышал: зачем ты сказал это? Ибо написано в Притчах: кто помнит зло, тот законопреступен.

«Поучения слова прп. аввы Исаии Отшельника и Марка Подвижника», Правило веры,М.,2007, С.36

_______________________________________________________________________________

«Если просишь чего у Бога и Он медлит услышать тебя вскоре, не печалься, потому что ты не премудрее Бога. Бывает же сие с тобою или потому, что недостоин ты получить просимое; или потому, что пути сердца твоего не соответственны, но противны прошениям твоим; или потому, что не пришел ты еще в меру, чтобы приять дарование, которого просишь. Ибо не должно нам прежде времени касаться великих мер, чтобы дарование Божие, от скорости приятия оного, не сделалось бесполезным; потому что легко полученное скоро и утрачивается; все же, приобретенное с болезнью сердечной, и хранится с осторожностью».

Прп. Исаак Сирин. «Слова Подвижнические…»

_____________________________________________________________________________

«Зло прилепляется к нашему естеству, как ржавчина к меди или грязь к телу. Но, как не медник произвел ржавчину и не родители — грязь на своих детях, так и не Бог произвел зло. Он вложил в человека совесть и разум, чтобы он избегал зла, зная, что оно вредно для него и ведет к мучениям. Следи же за собой внимательно: увидев какого счастливца в силе и богатстве, ни под каким видом не хвали его. Но тотчас представь перед собою смерть, и ты никогда не пожелаешь ничего худого или житейского».

Из «Наставлений» прп. Антония Великого.

____________________________________________________________________________

«Как в темную и глубокую ночь дует какой-нибудь жестокий ветер и приводит в движение, смятение и сотрясение все растения и семена: так и человек, подпав под власть темной ночи — диавола, и пребывая в ночи и во тьме, страшно дующим ветром греха приводится в колебание, сотрясение и движение; у него в смятении вся природа, душа, помыслы его и ум, в сотрясении все телесные члены. Ни один член души и тела не свободен и не может не страдать от живущего в нас греха. Подобно сему есть день света и божественный ветр Святого Духа, который веет и оживотворяет души, пребывающие во дни Божественного света, и проникает все существо души, и помыслы, и всю сущность, и все телесные члены прохлаждает и упокоевает Божественным и неизглаголанным упокоением. Сие-то выразил Апостол: несмы чада нощи ниже тмы: еси бо вы сынове света есте и сынове дне (1 Сол. 5:5). И как там, в обольщении, ветхий человек совлек с себя человека совершенного и носит одежду царства тьмы, одежду хулы, неверия, небоязненности, тщеславия, гордыни, сребролюбия, похоти, а подобным образом, и другие одеяния царства тьмы, нечистые и скверные рубища: так и здесь опять, которые совлекли с себя человека ветхого и земного, и с которых Иисус совлек одежды царства тмы, те облеклись в нового и небесного человека — Иисуса Христа, и также опять, в соответственность очам имеют свои очи, и в соответственность ушам — свои уши, и в соответственность главе — свою главу, чтобы всецелый человек был чист и носил на себе небесный образ».

Прп. Макарий Египетский. Духовные беседы.

_____________________________________________________________________________

«Брат попросил наставления у аввы Пимена. Старец сказал ему: Доколе котел разогрет горящим под ним огнем: дотоле не дерзает прикасаться к нему ни муха, ни какое другое пресмыкающееся. Когда же котел остынет: тогда свободно садятся на него все гады. Подобное этому совершается и с иноком. Доколе инок пребывает в духовном делании: дотоле враг не находит возможности победить его.

Таково свойство умной молитвы: она, наполняя человека, заграждает вход в него всем греховным помыслам. Когда же ум делателя впадает в расслабление и уныние: тогда греховные помыслы входят удобно, побеждают и увлекают подвижника. По этой причине особенно важно для подвижника умной молитвы постоянно хранить ум в бодрости, в трезвении, не позволяя себе ничего такого, что приводит ум в расслабление, — ни многословия, ни многопопечительности, ни развлечения и рассеянности, ни излишества в пище, питии и сне, ни внимания к делам человеков и мира сего».

Из «Отечника» Свт. Игнатия (Брянчанинова)

————————————————————————————————————————————-

«Неврастения», «нервность», и т.п., мне кажется, просто виды греха и именно греха гордости. Самый главный неврастеник – диавол. Можно ли представить себе неврастеником человека смиренного, доброго, терпеливого. И обратно — почему неврастения выражается непременно в злобе, раздражительности, осуждении всех, кроме себя, нетерпимости к людям, крайней чувствительностью ко всему личному».

 «Человек делает себя таким, каким хочет, чтобы его видели. Настоящий же, как он есть на самом деле, неизвестен никому, включая часто и его самого, а живет и действует некая выдуманная и приукрашенная фигура. Это стремление к обману так велико, что человек в жертву ему приносит, искажая свою природу, даже самого себя – единственное и неповторимое, чем является каждая человеческая личность… Во всяком случае – осознать в себе присутствие этого зла – половина дела».

о. Александр Ельчанинов. Записи.

 —————————————————————————————————————————————

«Мы должны научиться не только принимать нашего ближнего, но принимать и самих себя; мы слишком склонны считать, что все, что нам нравится в нас самих, является нашим истинным «я», а все, что нам самим и другим кажется уродливым, лишь случайно. Мое истинное «я» привлекательно; но обстоятельства пресекают мои лучшие намерения, извращают мои чистые побуждения. Тут стоит вспомнить строчки из переписки старца Макария Оптинского с одним петербургским купцом. Купец писал Макарию, что от него ушла прислуга и знакомые рекомендуют ему одну деревенскую девушку. «Следует ли мне ее нанять?» — спрашивает купец. «Да», — отвечает старец. Через некоторое время купец присылает новое письмо. «Отче, — пишет он, — позвольте мне ее уволить, это сущий бес. С той минуты, как она появилась в моем доме, я непрерывно злюсь и потерял всякое самообладание». И старец отвечает: «Ни в коем случае не выгоняй ее; это ангел, которого Господь послал тебе, чтобы ты мог увидеть, сколько в тебе таилось злобы, которую предыдущая служанка не сумела раскрыть в тебе». Так что не обстоятельства, словно тени, омрачают наши души, и не Бог виноват, хотя мы постоянно во всем попрекаем Его».

Из книги Митрополита Антония Сурожского «Духовное путешествие» (Размышления перед Великим постом).

—————————————————————————————————————

«Во всякое время думай о себе, что ничего не знаешь, чтобы избежать тебе порицания — по подозрению, будто бы ты хочешь по своему установить мнение другого. Благословляй всегда устами, и не будут тебя злословить, потому что от злословия рождается злословие, а от благословения — благословение. Во всяком деле почитай себя скудным для того, чтобы учить, — и во всю жизнь свою будешь оказываться мудрым. Не преподавай другому того, чего сам не достиг (делом), чтоб не было тебе стыдно самого себя и, по сличении жития твоего, не открылась ложь твоя. Если же станешь говорить кому что-либо полезное, то говори в виде учащегося, а не со властию и бесстыдством, и наперед сам себя осуди и покажи, что ты ниже его, чтобы слушающим показать чин смирения и побудить их выслушать речь твою и приступить к деланию, и будешь почтен в глазах их. Если можешь, то в подобных случаях говори со слезами, чтобы доставить пользу и себе и слушающим тебя, и будет с тобою благодать Божия».

Прп. Исаак Сирин. «Слова Подвижнические…»

—————————————————————————————————————

Из поучений прп.аввы Исаии Отшельника:

«…учить ближнего есть испадение души (из своего чина) и желать возвесть его в доброе состояние есть великое разорение души. Почему всякий раз когда учишь ближнего своего: сделай это или то, — так помышляй о себе и думай, что ты, взяв лом, разоряешь свой дом, желая устроить дом его».

«Если человек сотворит силы великие и исцеления и возымеет все знание, пусть и мертвых воскресит; но, коль скоро впал он в грех, не может быть в беззаботности о себе, потому что состоит под покаянием. Также если он много несет (покаянных) трудов, но, увидев кого-либо во грехе или нерадении пребывающим, уничижит его, — всуе все покаяние его; так как он отринул член Христов, осудив его, а не оставив суда Судие Богу».

«Поучения слова прп. аввы Исаии Отшельника и Марка Подвижника», Правило веры,М.,2007, С.93-94

—————————————————————————————————————

Из Последнего интервью Митрополита Антония Сурожского: «…Мне недавно сказал один архиерей, что с рукоположением дается власть: епископ властвует над священниками, священник — над народом.

Я ответил: «В таком случае, ты ничего не понял».

Я воспитывался мальчиком на Востоке, мой отец был консулом в Персии, и я помню громадные пустыни… Мне представляется бесконечная даль, бесконечное небо и посреди этого маленькая группа существ — десяток овец и пастух. Вокруг и дикие звери, и другие опасности, что угодно. Пастух такой же уязвимый, как и эти несчастненькие животные. Разница между ними такая: он готов жизнь за них отдать. Мне кажется, все пастырство в этом заключается. Не в том, чтобы учить (конечно — учить тоже), но чтобы люди знали: ты живешь для них. Вот, мне кажется, это слово. Чем меньше иерархической власти, тем лучше.

Меня поразило в Церкви, когда я впервые с ней столкнулся, именно это — священники служили Богу и отдавали жизнь за нас. Жили впроголодь, жили холодно. Я помню, пришел как-то в Париже на Трехсвятительское подворье, а владыка Вениамин (Федченков) лежит в коридоре на каменном полу, покрытый своей монашеской мантией. Я спросил: «Владыка, что вы здесь делаете?» «Знаешь, в келье моей места нет». «То есть как?» — «На кровати — один нищий, на матрасе — другой, на ковре — третий, на моих одеялах четвертый, а келья-то маленькая, мне пришлось в коридор выйти».

Вот это для меня пастырство».

 «Церковный вестник» No. 23 (292), декабрь 2002 г.

Источник: http://sinergia-lib.ru/index.php?id=1423&section_id=1512

———————————————————————————————————————————————————————

Говорят, «что от Бога, то приходит само собою, а ты и не по чувствуешь». Это правда, но только если место чисто, а не осквернено.

Если же нечиста зеница душевного ока твоего, то не дерзай устремлять взор на солнечный шар, чтобы не утратить тебе и сего малого луча, т. е. простой веры, и смирения, и сердечного исповедания, и малых посильных тебе дел, и не быть извергнутым в единую область духовных существ, которая есть тьма кромешная, то, что вне Бога и есть подобие ада, как извергнут был тот, кто не устыдился прийти на брак в нечистых одеждах.

Прп. Исаак Сирин. «Слова Подвижнические…»

————————————————————————————————————————————————————————

«Первое мое впечатление о смерти было такое. Когда я был мальчиком лет шести, мы жили в Персии, в сегодняшнем Иране, и в Тегеране был очень знаменитый сад, известный розарий, принадлежавший местному жителю. По тогдашним обычаям допускалось прийти к человеку и сказать: мы слышали, что у вас дивный сад; можно ли его посмотреть? Так и было сделано, мы смотрели этот сад, потом ушли, и только на следующий день узнали, что пока хозяин показывал свои розы, угощал нас шербетом, в одной из комнат дома лежал его сын, только что зарезанный на дороге. Но отец счел, что гостеприимство важнее всех его собственных чувств, и он нас принимал, как будто ничего с ним не случилось. Это было мое первое впечатление о том, как человек может стать лицом к лицу со смертью и победить свой ужас, свою боль ради любви или, как бы он сам сказал, ради простого гостеприимства: «иначе люди не поступают»».

Митрополит Антоний Сурожский. Из книги “Человек перед Богом”

—————————————————————————————————————

 Философствовать не есть богословствовать, «Если ты истинно молишься — ты богослов» (св. Ник. Синайский). Необходимо внутреннее совершенство, чтобы понять совершенное.

 Как утешить плачущих? — плакать вместе с ними.

 Счастье не есть самоцель; оно — производное от правильной жизни. Будет правильно построена жизнь, будет и счастье: а правильная жизнь — это праведная жизнь.

о. Александр Ельчанинов. Записи.

———————————————————————————————————————

 Из жития старца Силуана Афонского: «Вскоре после первой мировой войны 14—18 годов в Монастыре начали организовывать эксплуатацию монастырского леса; купили тогда паровую машину для лесопильни. Эконом, Отец Ф., способный, естественно одаренный русский человек, после установки машины и пуска ее в ход, довольный ее работою, стал восхвалять немецкий гений (машина была немецкой фабрикации); превознося немцев, он поносил русское невежество и неспособность. Отец Силуан, который в свободное время от своей работы в магазине ходил на лесопильню «помогать», молча слушал О. Ф., лишь к вечеру, когда рабочие-монахи сели за стол ужинать, он спросил О. Ф.:

— Как ты думаешь, О. Ф., почему же так немцы лучше русских умеют строить машины и другие вещи?

 В ответ О. Ф. снова стал восхвалять немцев, как народ более способный, более умный, более даровитый, в то время, как «мы, русские, никуда не годимся».

 Отец Силуан на это ответил:

 — А я думаю, что тут совсем другая причина, а не то, что неспособность русских. Потому, я думаю, это, что русские люди первую мысль, первую силу отдают Богу и мало думают о земном; а если бы русский народ, подобно другим народам, обернулся бы всем лицом к земле и стал бы только этим и заниматься, то он скоро обогнал бы их, потому что это менее трудно».

Архим. Сафроний (Сахаров). Старец Силуан Афонский

————————————————————————————————————————————————————————————————

Целомудрен не тот, кто в труде, во время борьбы и подвига, говорит о себе, что прекращаются тогда в нем срамные помыслы, но кто истинностию сердца уцеломудривает созерцание ума своего, так что не внимает он бесстыдно непотребным помыслам. И когда честность совести его свидетельствует о верности своей взглядом очей, тогда стыд уподобляется завесе, повешенной в сокровенном вместилище помыслов. И непорочность его, как целомудренная дева, соблюдается Христу верою.

Прп. Исаак Сирин. «Слова Подвижнические…»

——————————————————————————————————————————————————————————————

Из жития старца Силуана Афонского: «На военной службе снова проявилась сила его совета и доброго влияния. Увидел он в помещении роты одного солдата, окончившего свой срок, сидящим печально, с опушенной головой, на своей койке. Семен подошел к нему и говорит:

— Что ты печальный сидишь, а не радуешься, как другие, что окончил службу и теперь поедешь домой?

— Я получил письмо от своих, — сказал солдат, — пишут, что жена моя родила за это время.

Помолчав немного, качая головой, тихим голосом, в котором слышалась и скорбь, и обида, и озлобление, он проговорил:

— Не знаю, что я с ней сделаю… Ох, боюсь!… Так что ехать домой не хочется.

Семен спокойно спросил:

— А ты за это время сколько раз ходил в заведения?

— Да, бывали случаи, — словно что-то вспоминая, ответил солдат.

— Ты вот не мог утерпеть, — говорит ему Семен, — а ей, ты думаешь, легко было?… Тебе хорошо: ты мужчина, а она от одного раза родить может… Подумай, куда ты ходил!… Ты перед ней больше виноват, чем она перед тобой… Ты прости ее… Приедешь домой, прими ребенка, как своего, и увидишь, что все будет хорошо…

Прошло несколько месяцев. Семен получил благодарное письмо от того солдата, который описывал, что когда подъезжал он к дому, то отец и мать вышли ему навстречу «скучные», а жена робкая и смущенная стояла около самого дома с ребенком на руках. У него же на душе, с того момента, как поговорил с ним Семен в казарме, было легко; весело он поздоровался с родителями, весело подошел к жене, поцеловал ее, ребенка взял на руки, тоже поцеловал. Все повеселели, вошли в дом, а потом пошли по селу навещать родных и знакомых; и всюду он с ребенком на руках; у всех было хорошо на душе. И после они жили в мире.

Солдат в письме много благодарил своего друга Семена за добрый совет. И нельзя не согласиться, что совет был действительно не только добрый, но и мудрый. Так уже в молодые годы Старец Силуан прекрасно понимал, что необходимым условием мира между людьми является сознание каждым своей вины».

Архим. Сафроний (Сахаров). Старец Силуан Афонский

—————————————————————————————————————————————————————————————

 

«Брат сказал авве: «Слышу дурные речи об одном из братьев и соблазняюсь».                                                                                                      

Св. Пимен : «То, что ты слышал – неправда».
Брат:  «Воистину то было правдой, т.к. передавший это заслуживает доверия .

Св. Пимен: » Нет, передавший тебе не заслуживает веры, ибо, если бы заслуживал ее – не передал бы тебе то. Но ты никогда не верь тому, что говорят тебе о другом, если сам не видел того, ибо и Бог, услышав вопль Содомский не удостоверился, пока не сошел Сам, чтобы видеть все очами своими».

 Брат:  «И я , отче, собственными глазами видел , как брат тот творил грех».

Св. Пимен: « Сказано: свидетельствуй лишь о том, что видели очи твои. Но я говорю вам, что, если и увидите, что очами своими – не давайте тому веры»!

И авва привел множество примеров, как бесы мнимо показывали осудителям, как братья творят грехи, а потом смеялись над павшими в осудительство, т.к. показанное было бесовским призраком.

Другой авва спросил: «Но какой ответ ты дашь Богу, если не обличишь настоящего грешника»?

Ответ Св. Пимена — я сказал бы Богу так: «Господи, Ты повелел вынуть сперва бревно из глаза своего, а потом уже смотреть на сучок в глазе брата. Я исполнил повеление Твое».

                                                                                                                                                                      Из жития Пимена Великого

 —————————————————————————————————————————————————————————————

«Авва Исаия говорил: если придет к тебе помысел – осудить ближнего в каком-либо грехе, то сначала подумай о себе самом: не более ли его сам ты грешен? И если ты думаешь, что делаешь доброе, — не надейся, что ты угодил Богу. Тогда не дерзнешь осуждать ближнего».

«Однажды авва Исаия увидел, что брат совершает тяжкий грех, он не обличил его сказав сам себе: если Бог, Который создал его и видит это и милует его, то кто я, чтобы мне обличить его»?

 «…Еще сказал: порицание ближнего, смущают мысль и не допускают ей видеть свет Божий».

 «…Еще говорил он: Все мы находимся в земной жизни, как бы в больнице. Один недугует глазами, другой рукою, иной горлом, иной имеет глубокие раны. Некоторые больные бывают уже вылечены, но болезнь возобновляется, если человек не воздержится от явств вредных для него. Подобно этому прилежащий покаянию, осуждая или уничижая ближнего, уничтожает этим благотворное действие покаяния своего».

 «Спросили авву Пимена: если я увижу грехоподение брата моего, хорошо ли скрыть его»? Старец отвечал: «Когда мы покроем согрешение брата своего, — и Бог покроет наши согрешения; а когда мы обнаружим грех брата, — и Бог объявит наши грехи».

«Уничижение себя есть то место, в котором обретается спокойствие», – говорил авва Исаия.

 «Если уничижишь себя, — говорил Св. Пимен Великий, — то найдешь покой: потому что укоряющий себя сохраняет терпение во всех случаях.»

 «Укоряющий себя, куда бы ни пошел,- еще говорил авва Пимен, — что бы с ним не случилось, вред или безчестие, или какая скорбь, уже предварительно считает себя достойным всего неприятного и никогда не смущается. Может ли быть что спокойнее этого состояния».

 Авва Сисой Великий, лежа на смертном одре говорил: «Поистине не знаю о себе, положил ли я начало покаяния».

 Прп. Памва: «Чувствую, что я еще не начинал служить Богу».

 Прп. Силуан, ученик Пахомия Великого: «Я вижу неизменность моих грехов и готов отдать жизнь только бы получить прощение».

 Прп. Макарий Великий: «Чем превозносится мне, когда душа моя, подобно развратной блуднице, питается смрадом нечистых помышлений, приносимых бесами».

Из «Древнего патерика» и «Отечника» Свт. Игнатия Брянчанинова

————————————————————————————————————————————————————————

 Грех — разрушительная сила — и прежде всего для своего носителя; даже физически грех потемняет, искажает лицо человека.

О женщине сказано — «немощный сосуд» — «Infirmior vasa» Эта «немощь» состоит главным образом в подвластности женщины природным стихиям в ней самой и вне ее. В силу этого — слабый самоконтроль, безответственность, страстность, слепота в суждениях. Почти ни одна женщина от этого не свободна, она всегда раба своих страстей, своих антипатий, своего «хочется». Только в христианстве женщина становится равной мужчине, подчиняет высшим началам свой темперамент, приобретает благоразумие, терпение, способность рассуждать, мудрость. Только тогда возможна ее дружба с мужем.

Суть дела не в поступках, словах, действиях, а в том, чем наполнено твое сердце. Добрый поступок не тот, который по видимости добр, а который исходит от полноты милующего сердца; так же и злые слова и дела суть брызги из наполненного злой силой сердца. Быть добрым — это не значит натаскать себя на добрые поступки, а накопить тепло благодати в своем сердце, и прежде всего — очищением и молитвой. Как не простудиться на морозе? — быть внутренне согретым. Как не охладеть в мире? — обложить сердце теплотой благодати Духа Святого.

Мудрость жизни, в том числе и христианской, не быть требовательным к людям.

                                                                                                                                   о. Александр Ельчанинов. «Записи».

——————————————————————————————————————————————————————

«Храня строжайший пост, преподобный Моисей радушно угощал посетителей своих. Однажды положено было в ските, где жил Моисей, поститься целую неделю, то есть вкушать только сухой хлеб. В это время к Моисею пришли братья из Египта. Он, чтобы угостить их, приготовил им вкусное кушание, которое и вкусил вместе с ними, считая это делом братской христианской любви. Некоторые монахи, видя, что ароматный дым выходил из его келии, донесли настоятелю, что Моисей преступил заповедь. «Когда он в субботу придет в Церковь, то обличу его», — ответил настоятель. Когда же Моисей вошел в Церковь, то настоятель сказал ему: «Отец Моисей! Ты нарушил заповедь человеческую, но исполнил заповедь Божию».

Православный русский календарь на 1996 год. Изд. Товарищества Российских Издателей. Кострома.

——————————————————————————————————————————————————————

«Святой Симеон Метафраст, описатель его жития, уподоблял святого Спиридона патриарху Аврааму в добродетели гостеприимства. «Надобно знать и то, как он принимал странников», — писал близкий к монашеским кругам Созомен, приводя в своей «Церковной истории» удивительный пример из жизни святителя. Однажды по наступлении Четыредесятницы в его дом постучался странник. Видя, что путник очень утомлён, святой Спиридон сказал дочери: «Обмойка ноги этому человеку, да предложи ему поесть». Но ввиду поста не было сделано нужных запасов, ибо святитель «вкушал пищу только в определённый день, а в прочие оставался без пищи». Поэтому дочь ответила, что в доме нет ни хлеба, ни муки. Тогда святой Спиридон, извинившись перед гостем, приказал дочери поджарить бывшее в запасе солёное свиное мясо и, усадив за стол странника, принялся за трапезу, «убеждая того человека подражать себе. Когда же последний, называя себя христианином, отказался, — тот прибавил: «Тем менее надобно отказываться, ибо Слово Божие изрекло: Вся чиста чистым (Тит. 1, 15)».

                                                                                                  Акафист и житие Святителя Спиридона Тримифунтского.

                                                                                                   Изд. Сретенский монастырь «Новая книга», «Ковчег». 1998 г.

————————————————————————————————————————————————————

Из Жития Св. Силуана Афонского:   «Однажды во время жатвы Семену (будущему старцу Силуану) пришлось готовить в поле обед, была пятница; забыв об этом, он наварил свинины и все ели. Прошло полгода с того дня, уже зимою в какой-то праздник, отец говорит Семену с мягкой улыбкой: — Сынок, помнишь, как ты в поле накормил меня свининой? А ведь была пятница; ты знаешь, я ел ее тогда, как стерву. — Что же ты мне не сказал тогда? — Я, сынок, не хотел тебя смутить. Рассказывая подобные случаи из своей жизни в доме отца, старец добавлял: «Вот такого старца я хотел бы иметь: он никогда не раздражался, всегда был ровный и кроткий. Подумайте полгода терпел, ждал удобной минуты, чтобы и поправить меня и не смутить».

                                                                                               Старец Силуан. Изд. Сретенского монастыря.1999г. Стр.17

——————————————————————————————————————————-
Митрополит Антоний (Сурожский): «Иногда бывает так: человек старается поститься, потом срывается и чувствует, что он осквернил весь свой пост и ничего не остается от его подвига. На самом деле все совершенно не так.. Бог иными глазами на него смотрит. Это я могу разъяснить одним примером из своей собственной жизни. Когда я был доктором, то занимался с одной очень бедной русской семьей. Денег я у нее не брал, потому что никаких денег не было. Но как-то в конце Великого поста, в течение которого я постился, если можно так сказать зверски, т.е. не нарушая никаких уставных правил, меня пригласили на обед. И оказалось, что в течении всего поста они собирали гроши для того, чтобы купить маленького цыпленка и меня угостить. Я на этого цыпленка посмотрел и увидел в нем конец своего постного подвига. Я, конечно, съел кусок цыпленка, я не мог их оскорбить. Я пошел к своему духовному отцу и рассказал ему о том, какое со мной случилось горе, о том, что я в течение всего поста постился, можно сказать, совершенно, а сейчас на страстной седмице, я съел кусок курицы. Отец Афанасий на меня посмотрел и сказал: — Знаешь что? Если бы Бог на тебя посмотрел и увидел бы, что у тебя нет никаких грехов и кусочек курицы тебя может осквернить, Он тебя от нее защитил бы. Но Он посмотрел на тебя и увидел, что в тебе столько греховности, что никакая курица тебя еще больше осквернить не может. Я думаю, что многие из нас, могут запомнить этот пример, чтобы не держаться устава слепо, а быть прежде всего честными людьми. Да, я съел кусочек этой курицы, я его съел для того, чтобы не огорчить людей. Я ее съел не как скверну какую-то, а как дар человеческой любви. Я помню место в книгах отца Александра Шмемана, где он говорит, что все на свете есть ни что иное, как Божественная любовь. И даже пища, какую мы вкушаем, является Божественной любовью, которая стала съедобной…»

                            Митрополит Антоний Сурожский. Ступени. Изд. «Свет Православия», 1998 г. стр.38-39.

————————————————————————————————————————————————————————-

Никон

Игумен Никон (Воробьев) писал: «Мы пришли в настоящее время в такой период жизни человечества, когда спасаются только исключительно безропотным терпением скорбей, с верой в Бога и надеждой на Его милосердие. Другими путями сейчас не умеет спасаться никто. Остался для нашего времени только единственный путь: терпение скорбей».

                                                               Игумен Никон (Воробьев). Нам оставлено покаяние
——————————————————————————————————————————————————————

Священномученик Косма Этолийский рассказывал: «Однажды ко мне пришли исповедаться два человека, Петр и Павел. Петр говорит мне: «Я, батюшка, с момента своего рождения постился, всегда молился, подавал милостыню бедным, украшал монастыри, церкви и много другого добра сделал, а врага своего не прощаю». Я приговорил его к аду и если он умрет, чтобы его не хоронили, а выбросили на съедение псам. Павел рассказал следующее: «С самого рождения я не сделал ничего хорошего, но убил столько-то человек, впадал в блуд со столькими-то женщинами, украл столько-то вещей, сжигал церкви и монастыри, к злу которое делалось в мире, был и я причастен, однако своему врагу я прощаю».  Смотрите, что я сделал. Я тотчас обнял его, поцеловал и разрешил через три дня причаститься. Хорошо я вразумил их или плохо? Естественно вы хотите меня осудить и сказать: « Петр сделал столько добра и только за то, что он не простил своего врага, ты приговорил его к аду? А Павел совершил столько всего ужасного, а за то, что он простил своего врага и ты его простил и разрешил причаститься?» Да, братия мои, так я и сделал. Хотите понять на кого похож Петр? Когда в сто пудов муки попадет немного закваски, то она способна заквасить всю муку. Так и все то добро, которое сделал Петр: из-за какой-то вражды, что он питал к ближнему, он испортил все свое добро и сделал его ядом диавола. Поэтому я его приговорил к суду, чтобы он горел всегда вместе с диаволом. А Павел? Его история напоминает мне гору сухого льна, к которой поднесли зажженную свечу, и это небольшое пламя сожгло всю эту гору. Так и грехи Павла — они, как гора льна, сжигаются прощением врагу, поэтому я и отправил его в рай, чтобы он вечно радовался».

                                                                                                        Из жития свящ.муч. Космы Этолийского

————————————————————————————————————————————————————————-

Один столпник рассказывал преп. Феодору: «Во дни юности моей я с своим старшим братом Иоанном отрекся от мира. Три года мы трудились в монастыре, а потом в нас пробудилось желание вести уединенную жизнь в пустыне. По совету своего духовного отца, мы ушли в лежащую около Вавилона пустыню и найдя там две, недалеко одна от другой расположенные пещеры, стали жить в них в уединении, каждый в своей пещере. Пищу нашу составляли зелень и древесные плоды, какие можно находить в пустыне, а в субботу и в воскресенье мы вместе совершали молитвы и пели псалмы; вкусивши вместе обычной пустыннической пищи, мы снова расходились по своим пещерам, наедине молясь и размышляя о Боге. Ходя по пустыне, мы также старались не встречаться друг с другом и только ангел Господень часто посещал и утешал нас в нашем уединении. Однажды, когда мы врозь ходили по пустыне, собирая растения, я увидел вдали своего брата, который идя, вдруг остановился с удивлением, а потом, немного постояв на месте, оградил себя крестным знамением и перепрыгнул чрез находившееся перед ним место как бы через какую-нибудь сеть и быстро убежал в свою пещеру. Удивился и я такому поступку брата и пошел посмотреть, что заставило брата обратиться в бегство. Подойдя к тому месту, я увидел большое количество просыпанного золота и, сотворивши молитву и снявши мантию, я собрал в нее просыпанное золото и едва донес его до пещеры, ничего не сказавши об этом брату. Потом я отправился в город и купил хороший, крепкий дом, с большими комнатами и с источником чистой воды. Там и устроил церковь и монастырь, собрал сорок монахов, завел странноприимный дом и больницу для успокоения странников и больных и купил для монастыря довольное количество земли. Устроив всё, я нашел мудрого человека, которого поставил игуменом того монастыря. За покрытием всех расходов по устройству монастыря у меня осталось еще две тысячи златниц, из которых тысячу я отдал игумену на нужды монастыря, а другую тысячу раздал нищим, себе не оставивши ни одной златницы. Потом, простясь с игуменом и братией, я вернулся опять в пустыню отыскать брата своего. Когда я шел в пустыню, то в сердце моем явилась горделивая мысль: вот брат мой не сумел воспользоваться найденным золотом ля доброго дела, а я совершил нечто великое и богоугодное. Размышляя так, я приблизился к тому месту, где жил брат, и горделивый помысл о моем превосходстве перед братом не оставлял меня. И вот мне вышел навстречу ангел Господень, посещавший меня раньше и, грозно взглянув на меня, сказал гневно:

– Зачем ты тщеславишься и превозносишься пред братом своим? Скажу тебе по правде, что весь твой долговременный труд, все твои заботы об устройстве монастыря не сравняются с тем, что сделал брат твой, перепрыгнув через найденную им кучу золота. Он не через золото перескочил, а через большую пропасть, которая образовалась между богатым и Лазарем (Лк.16:26-31), перелетел на легких крыльях и лоно Авраамово ожидает его. Он старался угодить Богу, ты – людям. Поэтому несомненно брат твой выше тебя перед Богом и ты ни в каком случае не сравнишься с ним, хотя и считаешь себя лучшим чем он. За это тщеславие ты не увидишь в течение этой жизни ни его, ни меня и тебе придется пролить не мало слез для того, чтобы умилостивить Бога».

                                                                                                                 Из жития преп. Феодора Едесского.

————————————————————————————————————————————————————————

«Кто возбраняет устам своим клеветать, тот хранит сердце свое от страстей. А кто хранит сердце свое от страстей, тот ежечасно зрит Господа. У кого помышление всегда о Боге, тот прогоняет от себя демонов и искореняет семя их злобы. Кто ежечасно назирает за своею душою, у того сердце возвеселяется откровениями. Кто зрение ума своего сосредоточивает внутри себя самого, тот зрит в себе зарю Духа. Кто возгнушался всяким блужданием ума, тот зрит Владыку своего внутри сердца своего. Если любишь чистоту, при которой может быть зрим Владыка всяческих, то ни на кого не клевещи и не слушай того, кто клевещет на брата своего. Если другие препираются при тебе, замкни уши и беги оттуда, чтобы не услышать тебе выражений гневных и не умерла душа твоя, лишившись жизни. Сердце раздраженное не вмещает в себе тайн Божиих; а кроткий и смиренномудрый есть источник тайн нового века».

Прп. Исаак Сирин. «Слова Подвижнические».

 ————————————————————————————————————————————————————————

 «Жить надо не „слегка“, а с возможной напряженностью всех сил, и физических и духовных. Тратя максимум сил, мы не „истощаем“ себя, а умножаем источники сил».

о. Александр Ельчанинов. «Записи».

 ———————————————————————————————————————————————————————-

antoniy_surogskiy Митрополит Антоний Сурожский : «Некто Киприан, прожив много лет среди дикарей на островах Тихого океана, страстно возлюбил землю, природу, жизнь, творческие силы этой природы и научился от местных жителей, как колдовством любви вызывать к жизни все живые силы порой иссохшей земли. Он возвращается к себе на родину, покупает клочок каменистой безжизненной почвы и как бы окутывает эту почву своей любовью, вызывает в ней и из нее все живые и творческие силы. И почва, которая была мертва столетиями, начинает оживать, произращать травы, деревья, цветы, она становится как бы земным раем. И в этом озарении, в этом свете любви и животные начинают собираться, потому что там любовь побеждает их вражду, их взаимную злобу, их привычки, инстинкты; живут они, как в раю. Один только зверь остается вне этого рая – лиса. Она не хочет присоединиться к другим, остается вне. Киприан сначала думает о ней с состраданием: бедный зверь, не понимает, где его счастье! – и всячески призывает эту лису: Приди! Здесь же рай!.. Но лиса не идет. Тогда он начинает на нее раздражаться; любовь к ней начинает потухать, и постепенно в нем рождается негодование и ненависть, ибо эта лиса – свидетельница, что его рай – не для всех рай, не всем хочется жить в этом раю. И он решает убить лису, потому что когда ее не будет, все звери, все растения будут соединены в том раю, который он искусственно создал своей любовью. И он лису убивает… Возвращается на свой участок — все травы засохли, все цветы вымерли, все звери разбежались…
И вот это мы должны помнить: мы призваны создать мир и охватить его шире и шире любовью, но не такой, которая делает нас рабами искусственного рая, а любовью, которая может простираться все дальше, оставляя свободу тем, которые не хотят войти в наш рай

«…мы должны быть готовы – со страхом порой с ужасом – друг друга нести на плечах, как Христос нес свой крест: взять человека на свои плечи, зная, что это крест, на котором мы будем распяты, на котором мы умрем, но умирая, сможем сказать, как Христос сказал: Прости ему, прости ей, прости им: они не знают, что делают…
Вот, где начинается наше строительство Царствия Божия. И когда мы говорим: «Да приидет Царствие Твое – Господь нам отвечает, как мы читаем в пророчестве Исайи: Кого мне послать? Я Сына Своего уже послал; Он уже жил проповедал, сошел во ад, воскрес; и ему нужны сейчас, из рода в род посланники: кого Я пошлю?…И тогда Исайя встает и говорит: Пошли меня, Господи!…
Вот к чему мы призваны. Когда мы говорим: «Да приидет Царствие Твое», мы должны услышать Господа, говорящего нам: «Кого же Я пошлю теперь?» – и ответить: «Меня, Господи!», помня, что как бы не было страшно, куда бы Господь ни послал, наше христианское призвание – быть светом; а свет должен быть направлен туда, где темно; там, где и без него светло, он не нужен. Мы – соль земли; мы должны быть посланы туда, где гниль, чтобы остановить гниение…Наше место там, где нужен Божественный свет, Божественная любовь, Божественная чистота, Божественная правда …».

Митрополит Антоний Сурожский. «О слышании и делании»

 —————————————————————————————————————————————————————————

«Братья, не бойтесь греха людей, любите человека и во грехе его, ибо сие уже подобие Божеской любви и есть верх любви на земле. Любите все создание Божие, и целое и каждую песчинку. Каждый листик, каждый луч Божий любите. Любите животных, любите растения, любите всякую вещь. Будешь любить всякую вещь и тайну Божию постигнешь в вещах. Постигеншь однажды и уже неустанно начнешь ее познавать и все далее и более на всяк день. И полюбишь наконец весь мир уже всецелою, всемирною любовью. Животных любите: им Бог дал начало мысли и радость безмятежную. Не возмущайте же ее, не мучьте их, не отнимайте у них радости, не противьтесь мысли Божией. Человек, не возносись над животными: они безгрешны, а ты со своим величием гноишь землю, свои появлением на ней и след свой гнойный оставляешь после себя – увы, почти всяк из нас! Деток любите особенно, ибо они тоже безгрешны, яко ангелы, и живут для умиления нашего, для очищения сердец наших и как некое указание нам. Горе оскорбившему младенца…
Пред иною мыслью станешь в недоумении, особенно видя грех людей, и спросишь себя: «Взять ли силой али смиреною любовью?» Всегда решай: «Возьму смиренною любовью.» Решишься так раз навсегда и весь мир покорить возможешь. Смирение любовное – страшная сила изо всех сильнейшая, подобной которой и нет ничего. На всяк день и час, на всякую минуту ходи около себя и смотри за собой, чтоб образ твой был благолепен…
Други мои, просите у Бога веселья. Будьте веселы, как дети, как птички небесные. И да не смущает вас грех людей в вашем делании, не бойтесь, что затрет он дело ваше и не даст ему совершиться, и не говорите: « Силен грех, сильно нечестие, сильна среда скверная и не даст совершиться благому деянию». Бегите, дети, сего уныния! Одно тут спасение себе: возьми себя и сделай себя же ответчиком за весь грех людской. Друг, да ведь это и вправду так, ибо чуть только сделаешь себя за все и за всех ответчиком искренно, то тот час же увидишь, что оно так и есть в самом деле и что ты-тош и есть за всех и за вся виноват. А скидывая свою же лень и свое бессилие на людей, кончишь тем, что гордости сатанинской приобщишься и на Бога взропщешь…»

Ф.М Достоевский. Братья Карамазовы.

Метки:

Другие новости из этого раздела:

Оставить свой комментарий

*

code