Неделя святителя Григория Паламы — в воскресной школе
1 апреля 2024В Неделю святителя Григория Паламы с ребятами много говорили о молитве, о душе, о том, что нашу душу наполняет.
А ещё рисовали. Каждый нарисовал то, о чем сейчас много думает, размышляет, чего больше всего ждёт. А потом нарисовали контур банки и соединили два рисунка вместе.
Как стекло прозрачно само по себе, так и наша душа должна быть чиста и прекрасна. И чтоб понять чем наполнена наша душа нам пригодился фонарик.
Немного истории:
Святитель Григорий Палама происходил из очень знатного рода. Он родился в 1296г. в Константинополе. Его отец состоял на службе у императора и был к нему очень близок. К сожалению, отец умер, когда Григорий был совсем маленьким. Император дал мальчику хорошее образование, и когда тот подрос, пригласил его занять отцовское место.
Конечно,император был уверен, что Григорий согласится, ведь эта служба хорошо оплачивалась и давала почёт среди людей. Но Григорий отказался, сказав, что хочет служить Богу. Объяснить это решение нетрудно, если посмотреть на семью будущего святителя: его отец и мать перед смертью приняли монашеский постриг. Двое братьев Григория, как и он, стали монахами.
Григорий отправился на святую гору Афон и, пожив там некоторое время, тоже стал монахом. Там, вместе с другими монахами, он молился, постился, а некоторое время даже жил совсем один, чтобы ничто его не отвлекало от молитвы и общения с Богом.
За это время Григорий научился Непрестанной молитве. Он молился все время, но только про себя. Как это?
Давайте попробуем!
Скажем вслух: «Господи, помилуй!»;
а теперь шепотом: «Господи, помилуй!»;
а теперь про себя: «Господи, помилуй!».
Чтобы такой молитве научиться, нужно пребывать в молчании, быть сосредоточенным. День и ночь просил Григорий Господа, чтобы Тот просвятил его душу. И в награду за горячую, искреннюю молитву Господь осенил Григория Божественным светом, Своею Благодатию.
Такая непрестанная сосредоточенная молитва, требующая уединения и безмолвия, получила название ИСИХАЗМ (от греч. «покой», «молчание»), а сами практикующие его стали называться исихастами.
Вскоре Григорий стал священником и проповедовал всем (и монахам на Святой Горе, и жителям сел и городов) необходимость непрестанной молитвы и очищения сердца.
В наши дни учение Григория Паламы кажется нам вполне справедливым. Но тогда, в XIVв. нашелся человек, который вступил с ним в спор и привлёк на свою сторону множество христиан. Человеком этим был Варлаам, учёный монах из Италии.
Варлаам был греком из Калабрии (область в Италии). Он провел молодые годы в среде итальянских философов-гуманистов, которые высшим на земле считали не Бога, а человека с его разумом и способностями. Родители Варлаама воспитали его в православной вере, поэтому он не поддался учению гуманистов и остался православным. Однако влияние итальянских философов на него оказалось очень сильным. Например, он считал, что для познания Бога нужна не молитва, а занятие наукой, потому что Бог – это истина, а истина требует разума.
Прибыв в Константинополь, Варлаам сделал блестящую карьеру в качестве ученого и философа, поскольку был знатоком Евклида, Аристотеля и Платона. Ему доверял император, а греки стали почитать его как богослова (которым он на самом деле не являлся).
Варлаам стал спорить с Григорием: «Человек вообще не может видеть Божественный свет и познать Бога, поэтому очищение сердца и непрестанная молитва бесполезны». Григорий, конечно, не мог согласиться с этим, поскольку сам (как и некоторые другие монахи исихасты) был удостоен видеть Божественный Свет, ощущать его. К тому же Григорий считал, что ум должен стать Домом молитвы, а не вместилищем человеческих наук.
Варлаам считал невозможным встретить Бога в земной жизни, а Григорий утверждал, что такая встреча возможна. Только речь идёт о видении Бога внутренними очами. Разумеется, для этого недостаточно просто захотеть, нужно поститься, молиться, жить духовной жизнью – т.е. очищать своё сердце – и тогда ты сможешь почувствовать Бога через Его Благодать.
Открытый спор Григория и Варлаама длился 6 лет. Сначала Святитель Григорий, по просьбе афонских монахов, обратился к Варлааму с устными увещаниями, однако скоро понял, что этого недостаточно. Тогда Григорий написал разные статьи и письма, в которых доказывал необходимость непрестанной молитвы и возможность соединения с Богом.
Варлаам не слушал Григория, и тогда созвали всех священников церкви, и после долгого обсуждения учение Григория было признано правильным.
После этого Варлаам, не терпя позора, удалился в Италию, где перешёл в католичество. А Григорий через некоторое время был избран епископом Фессалоникийским. Год он провел в плену у пиратов, ожидая выкупа за себя, а потом еще несколько лет управлял своей епархией, проповедуя, исцеляя больных и творя другие чудеса.
Использованы материалы сайта
Русская Мозаика | Детям о православии