Последнее обновление: 11 декабря 2024 в 22:18
Подпишитесь на RSS:

Неделя о расслабленном. Исцеления Иисусом Христом расслабленного.

25 апреля 2018

В четвертую неделю по Пасхе совершается память чуда исцеления Иисусом Христом расслабленного, который 38 лет лежал при Овчей купели в Иерусалиме.

 Исцеление расслабленного. История

Была в Иерусалиме купель, которая называлась по-еврейски Вифезда, т. е. Дом милосердия. Возле нее лежало множество больных, хромых, сухих. Архангел Михаил во всякое лето сходил в купель и возмущал воду. И по возмущении воды тот больной, который входил в купель первым после Ангела, выздоравливал тотчас, какой бы ни была его болезнь. Место было настолько популярным, что вплоть до IV века, согласно святителю Кириллу Иерусалимскому (315-386 гг.), там постоянно собирались болящие.

Неделя о расслабленном. Исцеления Иисусом Христом расслабленного.

Однажды Иисус Христос был в Иерусалиме во время праздника Пасхи. Проходя мимо купели, Он увидел около нее множество лежащих больных. Каждый из них ждал минуты, когда Ангел возмутит воду, чтобы первому войти в купель. Между прочими больными был один человек, который тридцать восемь лет лежал в расслаблении. Спаситель увидел его и сказал ему: «Хочешь ли быть здоров?» Больной отвечал Ему: «Хочу, Господи, но не имею человека, который опустил бы меня в купель, когда возмутится вода: когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня». Иисус сказал ему:

Встань, возьми одр свой и ходи (Ин. 5:6-8).

Больной тотчас выздоровел, взял свой одр и пошел. Бывшие тут иудеи разгневались и сказали исцеленному, что не следует ему брать своего одра, потому что день был праздничный. Но он отвечал им: «Кто исцелил меня, Тот мне сказал: возьми постель свою и ходи» (Ин. 5:11). «А кто Тот Человек?» — спрашивали они. Но он не знал, Иисус скрылся в народе. Через некоторое время Иисус встретил этого человека в храме и сказал ему:

Вот, ты теперь выздоровел; смотри же, не греши больше, чтобы с тобой не случилось чего хуже (Ин. 5:12–14).

 Исцеление расслабленного. Богослужение

Богословский смысл чуда исцеления Иисусом Христом расслабленного из Евангельского повествования раскрывается в богослужебных текстах (в стихирах, каноне, в Синаксаре), которые звучат в этот день за богослужением. Между схождением Ангела в Овчую купель и исцелением, полученным от возмущения воды от схождения, и Христом проводятся сравнения в богослужебных текстах. Если Ангел сходил лишь раз в год и врачебную помощь получал лишь один человек, то Бог Слово своим схождением на землю через Свое Распятие и Воскресение всем людям даровал Святое Крещение, которое, по вере крещаемого, способно исцелить любого человека от болезней, как душевных, так и телесных.

В купель иногда овучюю ангел прихожааше, и единаго исцелеваше на всяко лето, крещением же божественным ныне очищает, бесчисленная множества Христос (Триодь Цветная, канон дню, песнь 1-я)

Душеполезное поучения в неделю о расслабленном

Очень часто искренность нашей веры испытывается в терпении различных скорбей и напастей, которые мы должны встречать без внутреннего недовольства, но с благодарением и сокрушением сердца. Такое терпение может сподобить нас венца наравне со святыми мучениками. В своем толковании на Евангелие от Иоанна бл. Феофилакт Болгарский обращает, прежде всего, внимание на мирное и безропотное состояние души исцеленного расслабленного, которое для многих может послужить примером к назиданию и укрепить к мужественному восприятию всех случающихся жизненных обстоятельств:

«Тут был человек, находившийся в болезни тридцать восемь лет. Иисус, увидев его лежащего и узнав, что он лежит уже долгое время, говорит ему: хочешь быть здоров? Больной отвечал Ему: так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня (Ин. 5, 5-7).

Терпение расслабленного изумительное! Тридцать восемь лет он был болен, каждогодно ожидая избавления от болезни, но предваряем был сильнейшими; однако же он не отставал и не отчаивался. Почему Господь и спрашивает его, желая показать нам терпение сего человека. Спрашивает не для того, чтобы узнать, потому что это не только излишне, но и безумно спрашивать больного, хочет ли он быть здоровым. Так я сказал, что Он спрашивает для того, чтобы показать нам терпение этого человека. Что же он? Он отвечает весьма кротко. Да, говорит, Господи, я желаю, но не имею человека, который бы опустил меня в воду. Он не высказывает никакой хулы, не отвергает Христа, как предложившего неуместный вопрос, не проклинает день рождения своего, как мы малодушные делаем, и притом в болезнях легчайших, но отвечает кротко и робко. Хотя он и не знал, Кто спрашивает его, но, может быть, считая Христа полезным для себя уже и в том одном, что опустит его в воду, и потому хочет привлечь и расположить к себе своими речами». (Бл. Феофилакт Болгарский)

Церковные песнопения называют расслабленного «непогребенным мертвецом». В «Златоусте» подробно описываются страдания плоти несчастного больного: полная беспомощность, смрад, зной, холод, алчба, жажда и прочие болезни, одиночество и пренебрежение от людей. Но при всем этом он имел светлую душу, способную к вере во Христа, хотя и страдал так за некоторые свои прегрешения. И, когда Христос сказал ему: «возьми одр твой и ходи», не усомнился, но встал на ноги и пошел. Что же иудеи? Бл. Феофилакт отмечает, что они, прекрасно знавшие его историю, увидевши его здоровым, не подивились чуду, но спросили только: «Кто велел тебе взять постель?», потому что был день субботний. Не стали спрашивать: «Кто исцелил тебя?», чтобы воздать подобающую почесть такому дивному Чудотворцу, но обратили все внимание на постель, чтобы найти себе повод к обвинению. Господь же, будучи Истинным Законодавцем, никогда  не преступал Закона, но, как пишет бл. Феофилакт: «(Он) исцеляет «в субботу», научая людей иначе понимать обряды закона и почитание субботы поставлять не в телесно понимаемом бездействии, но в воздержании от зла. Потому что закон, будучи законом всегда добротворящего Бога, не может воспрещать добро творить и в субботу».

Исцеленный человек проявил мужество и благочестие, потому что не смутился, но открыто исповедовал об Исцелившем его. Пребывал он и в храме Божием, где второй раз встретился с Иисусом. Господь сказал ему тогда: «Не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже» (Ин. 5, 14). Слова эти относятся и ко всем нам: ибо, если будем не внимать временным наказаниям и закоснеем в пороках, то будем осуждены к наказанию вечному, которое без всякого сравнения страшнее любого земного бедствия и страдания и от которого никто уже не сможет избавить. Также можем сравнивать себя и с расслабленным, ибо богослужебные тексты настоящего дня указывают и на расслабление наших душ, которые требуют подобного исцеления и восстания от бездействия к добродетели.

Рассуждая об Овчей купели, бл. Феофилакт предлагает свое духовное пояснение, открывая нам иносказательный смысл Евангельского повествования:

Под Овчею купелью разумей, пожалуй, благодать крещения, которую Господь Иисус, закланное за нас Овча, омылся, крестившись за нас. Купель эта имеет пять ходов. Ибо в крещении являются четыре добродетели и созерцание с догматами. Итак, естество человеческое, наподобие расслабленного разбитое во всех душевных силах, тридцать восемь лет лежало в болезни. Ибо не имело здравой веры в Троицу, не веровало твердо в будущий век, то есть в Воскресенье и в Суд за всю жизнь. Оно не получало исцеления. Ибо не имело человека, который бы спустился в купальню, то есть тогда Сын Божий, Который имел исцелить крещением, не был еще Человеком. А когда стал Человеком, тогда исцелил естество  наше; повелел взять и постель, то есть и тело сделать легким и тонким, и возвыситься от земли, не отягчаясь плотью и земными заботами, но восстать от равнодушия к добру и ходить, то есть двигаться к деланию добра.

Возмущение воды в купальне означает то, что в ней возмущаются духи злобы, сокрушаемые и попираемые благодатию Святаго Духа. О если бы и нам получить здоровье! Нам, которые расслабели и неподвижимы ко всякому доброму делу, и не имеем человека, то есть, как бы уподобившиеся скотам несмысленным, не имеем смысла человеческого, чтобы он опустил нас в купель слезного покаяния, в которую кто войдет первым, тот получит исцеление. Ибо надеющийся на последующее время и отлагающий покаяние, и не спешащий покаяться здесь, но опаздывающий, не получает исцеления. Итак, старайся войти первым, чтобы смерть не захватила тебя.

Сию купель покаяния возмущает ангел. Какой? Ангел Великого Совета Отчего, Христос и Спаситель. Ибо если божественное учение не коснется нашего сердца и не произведет в нем возмущения напоминанием о муках в будущем веке, то купель сия не будет действенна, и здоровья расслабленной душе не бывает. Справедливо она может быть названа овчею. Ибо в ней, как овцы, омываются внутренности и помыслы святых и незлобивых, уготовляющих себя в жертву, живую и благоугодную Богу. О если бы и мы получили здоровье и по выздоровлении находились в храме, то есть не осквернялись несвященными помыслами, дабы не постигло нас худшее наказание в будущем.

Иже в летех многих изнемогшую люте душу мою Преблагий, исцели якоже и разслабленнаго преже, яко да хожу по Твоим стезям, ихже показал еси любящим Тя (Триодь Цветная, канон дню, песнь 3-я).

Оставить свой комментарий

Нажимая на кнопку ниже, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и принимаете политику конфиденциальности.