Игумен Силуан (Туманов). Проповедь в день памяти всех Святых в земле Русской просиявших 18 июня 2017 года
23 июня 2017Во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Дорогие братья и сестры!
Снова и снова подчеркивая, что Церковь — это общество следующих за Христом людей, а не только красивая архитектура и традиции, христиане особо выделяют воскресенья после Пятидесятницы, чтобы прославить тех, кто откликнулся на проповедь апостолов и принял дары Святого Духа.
Это ободрение для нас, потому что тысячи имен, отражающие тысячи вариантов христанского опыта, доказывают, что и сегодня возможно быть верным Христу, что Его учение и Его путь не превосходят человеческие силы и доступны каждому, невзирая на уровень образования, возраст и национальность.
С одной стороны выделяя, а с другой подчеркивая некую подчиненность, второе воскресенье после Дня Святой Троицы посвящается святым Поместных Церквей. В нашем случае — русским.
Это одновременное возвеличивание и подчиненность позволяет правильно расставить акценты. Русские святые не потому святые, что они русские — среди прославленных угодников Божиих есть представители разных национальностей, а потому что они — Христовы. То есть именно желание послужить Богу, жажда быть с Ним определило направление их жизни. И этот путь привел в Царство Небесное.
Подтверждает эту мысль и сегодняшнее Евангельское чтение (Мф. IV, 18-23). Апостолов, призванных из рыбаков, Христос посылает ловить человеков. Для религиозно образованного человека того времени это означало одно — пора собирать всех, боящихся Бога, потому что пришел обещанный Спаситель мира. И рыбаки бросают свои лодки без колебаний, даже с радостью: наступила эра свободы и святости, предсказанная пророками.
Что значит «ловить людей»? Хорошо ли это? Ведь поймав рыбу, мы лишаем её жизни, вытащив из привычных и естественных ей условий? Конечно, это символ. Чудесная ловля людей это извлечение погибающих в темных водах греха на встречу с Богом. Встречу осуждающую и животворящую. Как рыба умирает, выходя на воздух из воды, так и в человеке, идущем за Христом, умирает грех и всё то, что мешает нам вернуться в потерянный на заре человеческой истории Рай.
Интересно, что еще в одном месте Писания Христос говорит о ловле людей (Мф. 23,15): «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас».
В чем тут разница? Ведь и та, и другая ловли человеков декларируют спасение как цель.
Фарисеи привлекают новообращенного к рабскому следованию своей традиции, своим человеческим преданиям и ставят это выше поиска живой связи с Богом. В то время как Христос ловит людей, чтобы даровать им жизнь во всех смыслах слова — и для обретения смысла здесь, на Земле, и для вечности после ухода с поверхности Земли.
И мы видим, как многие люди, сыгравшие значительную роль для России, её истории и становления, тем не менее не прославлены как святые. И есть множество святых Церкви Русской, о жизни которых нам мало что известно. У Бога своя правда. Она беспристрастна и выше сиюминутных выгод и политики. Но эта правда — подлинная, приводящая в Царство Небесное.
Поэтому и нам, прославляющим русских святых и желающим идти за ними, надо идти не к земному, а к тому, что поднимает нас над Землей — к Правде Божией.
Аминь.