Игумен Силуан (Туманов). Проповедь на Литургии в Храме свв. апп. Петра и Павла 14.05.2017 г., в Неделю о самаряныне.
15 мая 2017
Во Имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Дорогие братья и сестры!
Конечно, за прошедшие два тысячелетия многое изменилось. Мы по-другому одеваемся, говорим на другом языке, иная жизнь течет в городах и здесь мы уже не ходим за водой к колодцу.
Но при всей разнице в формах в этом мире мало что меняется по существу.
Религиозная жизнь, как и тогда, занимает лишь определенные часы нашей недели, не проникая глубоко в сердце. Как тогда, так и сегодня люди занимаются повседневными делами, живут привычной жизнью, меняют мужей и жён, или хранят им верность, ходят «на колодец», то есть в магазины и места развлечения, сплетничают и обсуждают друг друга в соцсетях.
И так же, как и у древней самарянки, «колодец» — место встреч и сплетен — внезапно может стать местом встречи с Богом. Прямо посреди этой насыщенной грехом жизни можно встретить Бога. Принять Его или отвергнуть.
Тогда лишь немногие люди могли встретиться лицом к лицу со Христом, а сегодня все, принявшие Крещение, уповающие на Бога, таинственно встречаются со Христом тогда, когда приступают к Чаше Евхаристии и тогда, когда решают: согрешить или нет, пойти на поводу у страстей и амбиций или во имя Христово выбрать скромность и смирение?
Люди во все времена ведут себя неправильно. Поэтому хочется понять, что делать, чтобы узнать Христа «у колодца», не пройти мимо Господа?
В первую очередь — не пройти мимо ближнего, даже если он нам не особо нравится. Не можешь помочь — хотя бы не осуди.
Хочешь говорить с Господом — научись слушать Его. А мы вместо этого приносим Ему свою «воду» — пустые обещания, сплетни, слова, мнения, рассуждения.
Обратите внимание — Христос не беседует на духовные темы с теми, кто ругает и хулит Его. Он может обличить раба, ударившего Его, укорить фарисеев. Но беседует Он с учениками, с народом, желающим Его услышать, с самарянкой.
И эта беседа — не сплетни и осуждения врагов. Господь через слово, обращенное к людям, возвращает миру его достоинство.
Заговаривает с женщиной, не считая её недостойной. Обсуждает с ней богословские проблемы. Не отталкивает её, даже видя с её стороны лукавство. Для чего? Не чтобы польстить или понравиться ей, а чтобы раскрыть её потенциал. Общается с самарянами, враждовавшими с иудеями, и призывает через отказ от национальной гордыни раскрыть в себе то изначальное, что может вернуть всего человека к Богу. Раскрыть возможности каждого из нас, очистить нашу жизнь от обломков нашей гордыни и амбиций, призвать нас к вечности, которая должна начаться уже здесь.
«Твоя конкретная жизнь нуждается в покаянии! Не жизнь твоих родителей и детей. Не жизнь соседей и врагов. Не жизнь тех, кто тебе не нравится. Не жизнь хулителей веры и верующих! Твоя жизнь!» Вот что хочет сказать и самарянке, и каждому из нас Христос.
Ему все равно, какой мы национальности и убеждений. Ему важно, чтобы мы хоть немного отвлеклись от своих обид и правд и вслушались в Его слова. Пришли не принести свою воду, воду своих мнений, симпатий и антипатий, а получить от Него той воды, которая приводит в жизнь Вечную.
Аминь.