Игумен Силуан (Туманов). Проповедь на Литургии в Храме св.апп. Петра и Павла 15 января 2017 года.
16 января 2017Дорогие братья и сестры!
Сегодняшнее Евангельское чтение (Мк. 1, 1-8) начинается с упоминания о том, что все события истории Нового завета — это часть священной истории, предсказанной пророками.
Приведенная апостолом Марком цитата из книги пророка Малахии многозначительна. «Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою». (Мал. 3, 1). Но в устах пророка это не утешение, а угроза нерадивым иудеям, священникам Древнего Храма.
В широком смысле это предостережение всему миру: Вестник Божий придёт не для того, чтобы произнести красивые слова или поучаствовать в праздничных мероприятиях. Он придёт очистить мир, потому что сам не причастен его скверне.
А так как Иоанн — Ангел, вестник пустыни, возвещает нам о явлении на земле Бога, то именно от Христа мы ожидаем этого очищения.
Мы все с досадой отмечаем несовершенство этого мира. Все не против очищения. Но только крайне редко готовы начать его с себя.
Как в известной церковной байке:
«- Батюшка, придите к нам, дом освятите, чтобы всё грешное ушло!»
«- А вы сами-то где жить будете?»
Подлинная жажда очищения, подлинное покаяние начинается с собственных слов, поступков, полного посвящения Христу своей жизни.
Погружение в священную воду покаяния — это не просто очередное ритуальное омовение, подобное нашим обрядам, а очищение всей жизни от эгоизма и невежества в его глубинном смысле — отвержения знания — вЕдения о Христе.
Для нас тяжек такой пример. Для нас вообще всё тяжелее просфорки кажется непосильным. Но упоминание о пророках делает рассказ о святом Иоанне Предтече не просто невозможным примером к подражанию, а призывом стать частью священной истории. И показывает как: войти в воды покаяния.
Также этот пример помогает нам уяснить одну важную и вполне доступную вещь — перед тем, как рассказывать о грехах на исповеди, надо приложить все силы, чтобы примириться с оскорбленными нами, хотя бы попросить прощения и тем самым если не растоптать, то хотя бы пнуть свою гордыню. Надо менять свой характер так, чтобы мы, подобно Предтече, указывали своей жизнью на Христа, а не на свою гордыню.
Таков был и преподобный Серафим Саровский. Такими призваны быть и мы с вами. Не просфорку из рук святого брать, как бессловесный медведь, а глядеть в суть подвига преподобного. Погружаться в воды деятельного покаяния.
Аминь.