Игумен Силуан (Туманов). Проповедь на Литургии 25 сентября 2016 года в храме святых апостолов Петра и Павла
6 октября 2016
Во имя Отца, и Сына и Святаго Духа!
Дорогие отцы, братия и сестры!
Сегодня, в Неделю, то есть воскресение перед Воздвижением мы особо вспоминаем о Кресте Христовом, и Церковь предлагает нам отрывки из Священного Писания, позволяющие понять, какое же место занимает Крест в нашей жизни, и что означает «понести крест свой».
Для нас несение креста, как правило, ассоциируется с трудностями и несением скорбей. Апостолы и святые отцы многократно подчеркивали, что скорби есть у всех, но без достойного несения скорбей невозможен путь христианина. Мало только благодарить Бога за те радости, которые у нас есть. Важно и с умом относиться к тем скорбях, которые приходят в нашу жизнь, и даже благодарить за них Бога.
Ведь Бог входит к нам в жизнь не для того, чтобы поиздеваться над нами, помучить, ввести в уныние многими скорбями и болезнями. Задача скорбей, задача крестоношения та же, что и задача Креста Христова. Это спасение человека и наследование Царства Небесного.
Об этом сегодня говорится в первом евангельском чтении: Бог пришел к людям, чтобы «всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную!» (Ин. 3, 13-17). Крест сравнивается с изображением медного змия, которое, по повелению Божьему, Моисей повесил на крестовидное дерево и поднял над иудейским станом для того, чтобы спасти еврейский народ от нападения ядовитых змей.
Глядя на того медного змия на кресте, люди исцелялись от ядовитых укусов. И Крест Христов сравнивается с подобным исцелением. Он поднят над нами – над Новым Израилем – над народом христиан, и смотря на него, поклоняясь Кресту, мы получаем исцеление от ядовитых укусов наших страстей и бед, приходящих от собственного характера, от родственников, знакомых, обуревающих нас бесов.
Совместное преодоление страданий, неизбежных для поврежденного человечества, это действие любви Божьей! Это не желание только нас, христиан, как-то помучить, «помариновать» перед вечной жизнью, чтобы мы «осознали свою немощь», как-то особенно покаялись… Это нужно для того, чтобы любовь Божья могла нас спасти и привести в жизнь вечную. Страдают все, но сострадание Божие готовы принять немногие. А Бог сострадает человеку до Креста, до собственной смерти.
Религий на земле много. Но уверовав в Бога, давшего Себя убить ради спасения человека, апостол Павел в сегодняшнем отрывке из послания к Галатам подчеркивает, что если кто-то и желает хвалиться своей религией, то может хвалиться лишь Крестом Господним (Гал. 6, 11–18). Крест, а не моральные рассуждения и сладкие слова – это подлинное сострадание и помощь страдающему человеку.
Павла упрекали, что он отрицает иудейские обряды, которые, естественно, соблюдали апостолы до того, как стали учениками Христовыми. Но апостол подчеркивает, что после принятия Христа никакие обряды, установленные людьми, уже не имеют никакой силы. Главное – наша вера во Христа и принятие Креста Господня.
«А я не желаю хвалиться», – говорит апостол, – «Разве что Крестом Господа нашего Иисуса Христа, котором для меня мир распят и я для мира! Ибо во Христе Иисусе ничего не значит: ни обрезание, ни необрезание, а новая тварь!»
Для слушателей апостола Павла это звучало скандально, потому что в иудейском обществе человек, говорящий, что обрезание ничего не значит для духовной жизни, это человек, который производит невероятное возмущение и соблазн в своей среде. Это соблазн. Это все равно, что сейчас мы скажем, что принимать крещение и поститься не надо для спасения души.
Апостол Павел радикален. Он постоянно подчеркивает нам, что наша вера – это то, что остается на дне нашей души тогда, когда всё остальное выжжено испытаниями и искушениями. Наша вера – это то, что выстрадано, это то, что осталось неповрежденным после многократных ядовитых укусов этого мира. И именно поэтому он так жёстко и четко говорит: «Хвалимся только Крестом Христовым и уповаем только на Господа, который Крестом своим вводит нас в жизнь вечную».
Но означает ли крест только скорби? Утверждать так будет не совсем верно. Вот во втором апостольском чтении, которое мы сейчас с вами слышали, апостол прямо говорит: «Я рассудил сам в себе не приходить к вам опять с огорчением, ибо если я огорчаю вас, то кто обрадует меня, как не тот, кто огорчен мною! Это самое я писал и вам, чтобы, придя, не иметь огорчения от тех, о которых мне надлежало радоваться, ибо я во всех вас уверен, что моя радость есть радость и для всех вас… Пишу с многими слезами чтобы вы познали любовь, которую я в избытке имею к вам» (2 Кор. 1, 21–2, 4).
И вот когда мы говорим о Кресте Господнем, мы должны все время помнить, что все страдания и испытания должны обязательно сопровождаться любовью: нашей любовью к Богу, нашей любовью к окружающим нас людям.
Это то удивительное состояние души, которое редко бывает в жизни каждого из нас. Нам привычна любовь к тем, кто нам нравится, а любовь к тем, кто нам неприятен, к тем, кто думает иначе, к тем, кто верит иначе, представляется совершенно невозможной.
Любовь христианина – это преодоление собственного эгоизма, это старание воспитать в себе те чувства, которые перейдут с нами в вечность, а не умрут здесь. Это не мимолетное влечение, подобно тому, что приводит к распаду миллионов браков по всему миру «потому что увяла любовь», к разрыву дружбы, прочих человеческих отношений.
Мы призваны стать новыми, иными людьми. И эта инаковость определяется наличием в нас любви, сострадания, милосердия… Это представляет Крест Христов не столько орудием наказания для нас, сколько орудием милосердия Божия, желанием Бога изменить нашу жизнь так, чтобы мы были способны войти в Царство Небесное.
К сожалению, даже нашего желания мало для того, чтобы попасть в Царство Небесное, необходимо иметь ещё нечто. И это любовь, смирение, и благодарность Богу.
О благодарности повествует сегодняшнее второе евангельское чтение (Мф. 22, 1-14). Царь собирает прекрасный пир. Но люди, позванные на пир, не только отказываются прийти, но более того, убивают гонцов царя вместо того, чтобы поблагодарить возвещающих им радость.
Удивительно! Разве такое в жизни бывает? Конечно, это притча, иносказание.
В этой притче речь идет об истории Древнего Израиля и вообще об истории Древнего мира. Во все народы Господь посылал множество святых и пророков, напоминая людям о том, что они погрязли в грехах и пороках. Что они так и не научились благодарить и друг друга, и Бога за всё то, что происходит в жизни.
Таких людей убивали везде и всегда. Израиль, конечно же, не исключение. Гонцы Божии, возвещающие о пира Царства Небесного – это пророки и праведники, через которых Господь напоминает нам о повреждении нашей совести.
Кого зовёт царь взамен позванных? Мы слышим из Евангелия, что он повелевает своим слугам собрать всех, кто попадётся по пути. Это укор Древнему Израилю – собираются все народы, которые попадаются на пути у апостолов Христовых и приглашаются в Царство Христово. Причем приглашаются не только прославленные в истории народы, и не только самые лучшие их представители. Мы слышим в Евангелии удивительную строчку: «добрых и злых».
Не только добрых с точки зрения этого мира зовет к себе Христос на пир, но и злых тоже…
Удивительная строка, дарующая надежду каждому из нас. Потому что нет людей, которые на 100 % состоят только из добрых мыслей, поступков и слов. Каждый из нас в той или иной мере поврежден, и жизнь наша щедро приправлена разнообразным злом, которое мучает нас. И вот Господь, утешая нас, зовёт всех – и «добрых» и «злых» к себе на брак.
А дальше опять удивительное! К одному из позванных подходит Царь и спрашивает: «Что же ты сидишь за Моим столом не в брачной одежде?».
Чтобы понять это место Евангелия надо вспомнить о древнем обычае. Когда звались гости разного чина к какому-либо богатому вельможе на пир, им выдавалась специальная, красивая верхняя одежда, в которой они сидели за столом. Этот обычай до сих пор сохраняется в некоторых храмах и монастырях – когда приезжают гости на праздничное богослужение, им выделяются самые красивые ризы, кресты, элементы богослужебных украшений.
Судя по тексту Евангелия, мы можем предположить, что этот человек отказался надевать эту брачную ризу. По толкованию отцов Церкви это произошло потому, что у этого человека не было благодарности. Он считал, что его и так должны были позвать и накормить, а он сам не должен ничего и никому.
Так что и «добрых», и «злых» зовёт к себе Господь, но неблагодарный сам себя исключает из числа позванных на брачный пир, позванных в Царство Небесное, позванных в Вечность. Тот, кто постоянно ропщет, тот, кто постоянно всем недоволен, тот не только отказывается нести свой жизненный крест, но и лишает себя вечной жизни.
К сожалению, такое часто происходит и у нас. Именно поэтому эти евангельские слова специально предлагаются верующим перед памятью Воздвижения Креста Господня. Чтобы, поклоняясь Кресту, мы с вами помнили о том, что это поклонение должно соединяться с взращиванием в себе любви и благодарности Богу.
Никто из нас не жаждет страданий, никто из нас не хочет, чтобы боль, скорбь, болезнь, смерть входили в нашу жизнь. Но, если уж вошли, то надо стараться терпеть это с благоговением, с благодарностью и с любовью. Может быть это предохранит нас от других, больших бед.
Помоги нам, Господи, силою Креста Господня взрастить в себе эту любовь. Помоги нам, по возможности, прожить эту жизнь с минимальным количеством скорбей и страданий, необходимых для того, чтобы подготовить нас к жизни вечной, чтобы мы «по размеру» вошли во врата Царства Небесного.
Несомненно, Господь по своей любви готов помочь каждому из нас. А чтобы принять эту помощь, от нас требуется благодарение, молитва, смирение и любовь.
Аминь.