Проповедь на Литургии 24 сентября 2016 года в храме святых апостолов Петра и Павла в день памяти прп. Силуана Афонского
24 сентября 2016
Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Дорогие братья и сестры!
Ровно неделю назад мы с группой наших прихожан поклонились мощам преподобного Силуана Афонского. А сегодня вспоминаем день его успения — его рождение в жизнь вечную.
Но мы из года в год вспоминаем святого не только для того, чтобы спеть ему священные песнопения и величания, а потом забыть до следующего года. Наши праздники как ступени духовной лестницы призваны вести нас к встрече с Богом. И это возможно лишь в том случае, если каждый раз, прославляя святого, мы попытаемся услышать то, что он говорит нам, понять, ради чего он жил.
Это для нас особо интересно в том числе и потому, что все мы видим свою жизнь и представляем, на что способны. Любой честный человек понимает, что невозможно полностью соблюсти и сохранить заповеди блаженств, о которых напоминает нам в дни памяти преподобных Евангельское чтение (Лк. VI, 17-23.) Мы не жаждем лишь Бога, как нищие духом. Мы не алчем Слова Божия. Мы плачем лишь о себе и о своих привязанностях, но не из тоски по Царству Небесному. А если наше имя ненавидят и поносят, как бесчестное, то не потому, что мы христиане, а потому, что живем недостойно. Евангельские заветы слишком высоки для нас, и хочется надеятся, что в поступках и назиданиях святых мы можем увидеть хотя бы частично, как нам — слабым — можно их исполнить.
Естественно, для этого мы берем с полки житие святого, читаем. И тут нас подстерегает обычная в таких случаях проблема. Подавляющему большинству из нас практически невозможно повторить те подвиги и труды, которыми святой желал достичь Бога.
Смотрите сами. Спал преподобный Силуан «мало и урывками. Крепкий физически, подлинный богатырь, он в постель не ложился, но все ночи проводил в молитве или стоя, или сидя на табуретке. Изнемогая, он сидя засыпал на 15-20 минут, и затем снова вставал на молитву». Про сугубое воздержание и особое внимание к каждому сказанному в монастыре слову вообще молчу!
Можем ли мы десятилетиями жить так? Можем ли мы больше одного дня прожить так? И самое главное — стоит ли нам это делать?
Нет, конечно! Не внешнее копирование обстоятельств жизни святых нам доступно и полезно, а стремление уподобиться им в главном.
Но как понять, что главное, а что нет? Что доступно каждому, хоть и немощному, но желающему приблизиться к Богу и не отступать от Него вечно человеку?
Снова берем житие святого, воспоминания его современников и ученика — старца Софрония, и в особенности личные записи святого, сделанные втайне от всех в афонском русском монастыре.
В первую очередь мы видим смирение монаха Силуана. Как мы не стараемся жить церковной жизнью, читать молитвы и соблюдать посты, всё равно гордыня глубоко сидит в нас. Есть даже такая церковная шутка: «Все мы хотим стать святыми, но нам всё время мешают грешники!» Да, зачастую мы видим в окружающих нас людях не собратьев по вере, а досадные помехи.
А вот, что писал преподобный: «Милостивый Господь любит Своих рабов и дает им скорби на земле, чтобы в скорбях душа научилась смирению и преданности воле Божией и обрела душа в боли покой, за который сказал Господь: “Научитесь от Меня, яко кроток и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим”».
Не стоит думать, что ему всё давалось легко. Немало пришлось бороться с гордыней и Силуану, прошедшему через множество скорбей.
“Гордые всегда страдают от бесов.” — сказал ему во время таких борений Голос Божий.
“Господи, – говорит Силуан, – научи меня, что должен я делать, чтобы смирилась моя душа.”
И снова в его сердце прозвучал ответ от Бога: “Держи ум твой во аде и не отчаивайся.”
А мы мечтаем о рае и часто отчаиваемся. Потому что часто думаем лишь о себе. Поэтому и другое важное качество святого Силуана — желание молиться за весь мир — проходит мимо нас. Мы часто считаем всех, несогласных с нами, достойными вечной погибели и ада. Но “любовь не может этого понести… Нужно молиться за всех”, говорил преподобный. «Будем помышлять день и ночь, что любит нас грешных Господь и зовет к Себе».
И не только за «своих» — православных и близких, но и тех, кто верит по иному, кто не любит нас. «Бог есть Любовь, а потому и проповедь всегда должна исходить от любви; тогда будет польза и тому, кто проповедует, и тому, кто слушает; а если порицать, то душа народа не послушает Вас и не будет пользы».
Мы молимся за многих, но порой свысока. Мы «вымаливаем» «заблудившихся» ближних, как бы вытаскиваем из ямы. Не замечая, что в яме до сих пор сами. И только Бог силен нас спасти. Будучи ближним братьями и сестрами по вере, мы часто мним себя духовно совершенными судьями и наставниками, охотно поучаем ближних, не замечая или не придавая большого значения собственному падению.
А раз не видим себя в аде, то и не имеем надежду на Бога. Значит нет и преданности воле Божией. Значит нет и покоя.
«По своей воле живем — сами себя мучим, а по воле Божией — хорошо, радостно и спокойно».
Была у святого и удивительная тоска по нашему Небесному Отечеству. «Душа соскучилась на земле и вспомнила Адама в раю, и возжелала умом видеть рай, и посмотреть там деревья, и какого они цвета, и как они велики, касаются ли облаков или они низки и кудрявы, и кто их насадил. О, Адаме, отец, скажи нам о рае и скажи нам, какой наш Господь. И ты Его знаешь: Он создал рай, Он Сам лучше рая, тебе известна Его тишина и кротость. О, Адаме, ты видишь нашу болезнь и скорби на земле. Скажи, как скорби миновать, если можно; нет на земле утешения, но одна печаль съедает душу?»
И звучит мистический ответ первого человека, предка каждого из нас: «Предайся воле Божией, и скорби будут меньше и легче будешь переносить их, потому что душа будет в Боге и в Нем находить будет утешение, ибо Господь любит душу, которая предалась воле Божией и духовным отцам».
Вот что доступно каждому из нас, чтобы идти путем к Богу, показанным преподобным Силуаном.
Мы можем смиряться перед Богом и учиться видеть в окружающих братьев и сестер во Христе.
Мы можем со смирением и молитвой переносить наши скорби и искушения.
Мы можем чаще вспоминать, что достойны ада, но не отчаиваться и уповать на милосердие позвавшего нас к Себе Господа.
Мы можем молиться за всех, особенно ненавидящих нас.
Мы можем относиться к тем, кто иной национальности, кто думает и верит по иному, без ненависти, с любовью.
Мы можем стараться удерживаться от осуждения.
Мы можем останавливать себя всегда, когда язык зачешется угостить ближнего очередной порцией «необходимых» назиданий.
Мы можем чаще вспоминать о Царстве Небесном и предаться воле Божией.
Мы можем многое, а что удастся сделать, зависит уже от нашей воли и нашей веры.
Аминь.