Игумен Силуан (Туманов). Проповедь на Литургии в день Святой Троицы, 19 июня 2016 года
22 июня 2016Дорогие братья и сестры!
Дожили мы с вами до праздника Святой Троицы, Пятидесятницы. Православные храмы благолепно украшены ветвями берёз, где-то и сено на пол насыплют. Священники облачаются в зеленые ризы.
Для человека малоцерковного, наверное, этот праздник и является в первую очередь праздником «Русской березки», когда храмы напоминают березовые рощи, в руках у людей много ветвей, кругом трава, пряное благоухание…
Но для человека воцерковленного понятно, что сегодняшний день – это не «День берёз». Сегодня мы с вами вспоминаем день сошествия Святого Духа в виде огненных языков на святых апостолов, день великих и удивительных событий, бывших 2000 лет назад в Иерусалиме. Сегодня праздник благодати Святого Духа.
Вместе с языками благодати сошла на апостолов великая сила, позволявшая им говорить на разных языках, пророчествовать, исцелять больных. И, размышляя об этой силе, мы иногда думаем, что она необходима только для того, чтобы творить какие-то невероятные и особенные дела веры, быть способным к чудесам и подвигам.
Мы часто говорим о благодати, о путях её стяжания. Читая многочисленные свидетельства святых, преподобных отцов, мы понимаем, что стяжание благодати – необходимое занятие, которое приведёт нас к спасению. Но как стяжать, получить эту благодать и что с ней потом делать, не всегда понятно.
Христианские подвижники древности уходили в пустыни, непроходимые леса, горы, чтобы вдали от людей обрести мир с Богом, стяжать благодать. Многие творили чудеса, читали с помощью Божией сердца людей, как открытую книгу. И нам зачастую путь благодати таким и представляется:
непроходимым, превышающих наши силы, резко отличающимся и даже противопоставленным нашей повседневной жизни.
Дары Святого Духа кажутся нам только способностью к чудесам. Умением без труда говорить на других языках, пророчествовать, исцелять.
Но вот сегодня мы видим, что Дух Святой сходит на апостолов, собравшихся вместе на молитву в центре города. Из чего ясно видно, что большинству из нас, живущих в миру, не стоит удаляться куда-то в труднопроходимые места, а надо лишь пребывать в молитвенном собрании христиан, то есть в Церкви.
Видя последующую жизнь апостолов, мы легко можем понять, что благодатные дары Святого Духа – это не только способность к чудесам, но и полное изменение жизни. Апостолы отбросили страх и нерешительность, предрассудки своей среды, стали сильными духом, готовыми проповедовать Христа распятого и воскресшего любым людям в любой стране мира! Такое появилось у них ощущение близости и поддержки Господа!
Дух Святой был ниспослан апостолам именно для того, чтобы изменить их жизнь и помочь сделать это всем народам и поколениям на Земле. И это видно по тому, чем жили и чем занимались святые апостолы после того, как сошел на них Святой Дух.
Из деяний святых апостолов мы знаем, что они не спрятались от мира, не сидели в своих домах и не ждали, когда станут достойными спасения. И более того, они не просто собирались вместе по воскресениям, чтобы прославить Христа, напитаться благодатью. Они вышли из стен своих домов и проповедовали Христа всему миру.
И эта проповедь не ограничивалась только словами, только определенным набором истин о Христе распятом и воскресшем. Это проповедь сопровождалась полным изменением жизни каждого апостола, настолько радикальным, что каждое слово их уже воспринималось совсем по-другому. Люди видели, что свое слово святые апостолы подтверждают своей жизнью.
И вот сегодня, молясь о ниспослании Святаго Духа каждому из нас, в нашу собственную жизнь, мы молимся не о том, чтобы в нашей жизни произошли какие-то особенные чудеса, которые сделали бы нашу жизни более удобной и более приятной для нас. Которые заставили бы других людей почитать и уважать нас.
От нас требуются совсем не сверхъестественные способности. И в этом легко убедиться: ведь ни в молитвах праздника, ни в Евангелии мы не видим призыва просить о способности творить чудеса.
А нас призывают стяжать способность изменить себя, побороть в себе самих богоборчество. Жить исполнением малых, но необходимых повседневных дел.
И молимся сегодня о том, чтобы благодать Святого Духа помогла нам превозмочь себя. Помогла нам проповедовать, подобно святым апостолам, святое Евангелие не только словами, но и делами и всей своей жизнью.
Ведь для проповеди Евангелие совершенно не обязательно зачитывать отрывки из Священного Писания окружающим нас людям. Проповедь Евангелия – это проповедь благодатной радости, проповедь нашей личной чистоты, проповедь нашего личного смирения.
Всякий раз мы проповедуем Евангелие, когда удерживаемся от злого слова в адрес своих ближних, пусть даже и справедливого.
Всякий раз мы проповедуем Евангелие, когда воздерживаемся от совершенно ненужных эмоций, слушая о каких-то политических событиях или о том, что происходит в мире.
Всякий раз мы проповедуем Евангелие, когда перебарываем себя и понуждаем на доброе дело, которое в принципе-то и не обязаны даже делать.
И вот всякий раз, когда мы превозмогаем себя, мы проповедуем Евангелие. И вот для этого-то нам и необходима благодать Святаго Духа! Чтобы все, что мы делаем, не шло в копилку нашего тщеславия, самомнения, гордыни. Чтобы мы не просто причисляли одни добрые дела к другим, как скупердяи копят деньги: монетка к монетке. А чтобы всё то, что мы делаем в этой жизни, помогало нам, в первую очередь, разобрать завалы своей души, препятствующие увидеть Господа. Препятствующие нам увидеть то, что было совершенно очевидно для святых апостолов: Христос умер и воскрес, и не оставил нас, уходя с этой земли, возносясь на Небо, но пребывает теперь в каждом уголочке нашей Вселенной в любой момент, потому что теперь Он пришёл к нам в Духе Святом. И всякий раз, молясь Господу, мы через Духа Святаго обращаемся к Нему, понимая, что ни время, ни пространство – ничто не отделяет нас теперь от Христа.
И вот с такими мыслями помолимся Господу Богу, чтобы Он действительно даровал нам опаляющий огонь Своей благодати, помогающий изменить нашу жизнь. Этот огонь даётся каждому из нас для того, чтобы мы – христиане – не только грелись сами, но и светили окружающим людям, согревали тех, кто замерзает от холода человеческой чёрствости и безбожия.
Огонь Божий – это свет, позволяющий видеть яснее во тьме. И если есть у нас благодать Духа, тогда кругом мы увидим не внешнее, не «берёзки», а мир, нуждающийся в нашей апостольской деятельности, нуждающийся в тепле благодати Божией.
И если этот огонь есть в нашей жизни – скрыть его невозможно.
Аминь!