Игумен Силуан (Туманов). Проповедь в Великую Пятницу 29.04.2016
28 апреля 2016Дорогие братья и сестры!
Мы скорбим у Креста, потому что любим Господа и нам тяжело видеть торжество человеческой подлости и лицемерия. Но Христос напоминает нам, что кто любит Его, тот соблюдает Его заповеди. А одна из основных заповедей — о любви к друг другу (см.Ин., 14, 21; Ин. 15, 12).
Поэтому наша скорбь станет не сиюминутной эмоцией, а очищающим душу действием тогда, когда мы увидим своих ближних, распятых каждого на своем кресте, несущих свои скорби, проблемы, беды. Лишь сострадая и помогая людям, пусть хотя бы участием и добрым словом, мы можем понять всю скорбь Креста: Творец мира и человека убивается людьми в религиозном центре мира — Иерусалиме.
Не Бога нам надо жалеть, потому что таково было решение Превечного Совета Святой Троицы, чтобы Христос добровольно пострадал ради нас и воскрес (Деян, 3, 18; 26, 23; 1 Петр, 2, 21). Надо жалеть ближних и скорбеть о своих грехах, и своем недостоинстве предстоять у креста.
Бог извлекает добро даже из зла: как из маленьких случаев нашей личной жизни, так и из великих событий человеческой истории. Поэтому смерть Бога на кресте не трагедия, а начало новой жизни для людей.
Поэтому и сам крест — орудие смерти — становится для нас знамением жизни. Поэтому мы осеняем крестом всё, что помогает нам готовиться к вечности: людей, предметы, пищу. Все, что помогает нам помнить о Боге.
Бог открывает себя немногим — малому стаду, в которое и мы когда-то вошли через святое крещение. Жизнь Церкви сокровенна и является тайной для окружающего нас мира. Поэтому проповедь креста — всегда юродство с точки зрения неверующего большинства.
Кто-то с иудеями ждет от нас чудес, кто-то с эллинами — особой житейской мудрости. Но для нас естественно не ждать чудес обращения множества народов и не вгонять Откровение Божие в тиски рассудка, пытаясь оправдать свою веру последними научными достижениями или философскими построениями, “потому что немудрое Божие премудрее человеков, и немощное Божие сильнее человеков” (1 Кор. I, 18 — II, 2).
Апостол призывает нас сегодня “знать только Христа распятого”. Но это не проповедь невежества. Это значит, что теперь все мысли и слова христиан должны быть благословлены памятью о Боге, умершем, чтобы разрушить смерть и даровать нам возможность её преодоления. Занимая молитвой ум, мы освобождаем разум и слова от греха, от смерти, делаем себя уже сейчас причастниками вечной жизни.
Мало кто из нас живет без скорбей, болезней и страданий. Но они не приближают нас к спасению, если мы желаем только изменения своей земной жизни и не освящаем свои страдания памятью о Боге.
Поклонимся же Кресту, попросим у Бога силы и мудрость. Осеним нашу жизнь крестом, чтобы и страдания, и радость стали для нас спасительными.
Аминь.