Игумен Силуан (Туманов). Проповедь на Литургии в Вербное воскресенье 24 апреля 2016 года
26 апреля 2016Дорогие братья и сестры!
Человек без любви — кимвал бряцающий, — сказал апостол Павел. То есть жестянка, в которой гремят наши слова.
Слова, веса которых люди не чувствуют, не осознают их подлинной силы и ценности.
Поэтому сегодняшний праздник — это праздник Слова, испытывающего ценность наших слов. Проверяющего все наши слова на наличие в них любви.
Мы, например, уже давно воспринимаем слово «осанна» как обозначение яркого, безудержного восхваления. О нем мы слышим сегодня в Писании: Христос въезжает в Иерусалим под общенародное ликование. Тут и дети стелят ветки, тут и крики толпы, вдохновлённой религиозно, обнадёженной в лучших своих ожиданиях.
Но проходит несколько дней, и искренняя осанна сменяется не менее искренним «распни». Эти же люди предают и убивают Того, кто не принёс им никакого вреда. Того, от Кого они видели только любовь.
Почему они так быстро поменяли любовь на ненависть, хвалу на проклятия?
Это произошло потому, что все эти крики, ветви и восхваления были лишь благочестивым прикрытием клубка заблуждений и страстей, и первое же испытание показало, что было подлинного в жизни жителей Иерусалима, а что красивого, благочестивого, религиозного, но наносного.
Одна из разновидностей такой «осанны» в нашей речи и жизни — это стремление казаться благочестивым, используя благочестивые слова и жесты.
От нас слышат и даже ожидают услышать не просто чистую искреннюю речь в стиле евангельского «да-да, нет — нет», а набор бесконечных умилительностей и цитат. И если мы не потакаем этим капризам толпы, люди удивляются: «да православные ли вы? Не еретики ли вы? Почему вы не соответствуете нашим стереотипам и нашим шаблонам? Почему смеете быть самими собой, а не выбираете, с кем из нас быть, а с кем враждовать?»
И кого, кроме Христа, волнует, что скрывается за красивой парчой наших слов? Не проказа ли, не гниль ли души? Неважно. Лишь бы соответствовал кем-то выработанным стереотипам.
Но у христианина один стереотип — это Евангелие. И на его стороне нам надо быть, опять же, не копируя обычаи 2000-летней давности, а проникая в их суть.
Мы правильно делаем, что начинаем преображение своей жизни с преображения своей речи. В самой «осанне», в «красивостях» речи и цитатах из Евангелия и Отцов Церкви нет ничего плохого.
Плохо, если мы останавливаемся на этом. И, используя красивые слова, своё отношение с ближними по-прежнему мыслим в категориях не евангельских: «кто кого», «свои всегда правы, а чужие — нет», и «победителя не судят».
Мы теряем ощущение веса слова. И не только когда нарушаем свои обещания Богу и людям, но и когда легко относимся к словам тяжелым и страшным: ересь, враг, измена вере.
Есть такая притча:
«Однажды к известному православному старцу постучался еретик-манихей . Он был голоден и ему негде было ночевать. Вопреки его ожиданиям, старец принял его радушно и не споря о богословских вопросах накормил еретика и выделил место для сна, после чего ушёл на молитву.
На утро изумленный еретик сказал старцу:
— ты не уговаривал меня сменить веру, не укорял меня и не говорил о моем нечестии. Но сама любовь твоя и гостеприимство говорят о твоей правоте. Я хочу принять православие и быть твоим учеником…».
В «осанне» нет беды. И сегодня мы с чистым сердцем восклицаем её вместе с жителями Иерусалима, ещё не сделавшими свой выбор. Восклицаем именно для того, чтобы в час испытаний удержаться, и не сказать: «распни». Ведь в конечном итоге важно, чтобы мы, показывая на ближнего, своими делами не закричали: «распни Его»!
Постилая перед Христом, входящим в нашу жизнь, ветви красивых слов, не забудем впустить в наши слова любовь.
Ведь из любви к нам Бог стал человеком.
И нас призывает к тому же — стать людьми.
Аминь.