Игумен Силуан (Туманов). Проповедь на Литургии 13 марта в Неделю сыропустную — воспоминание Адамова изгнания из Рая — Прощеное Воскресенье.
13 марта 2016
Дорогие братья и сестры!
Когда говорим об Адамовом изгнании, вспоминаем рай. Рай, которого никогда не видели. Отблески которого, как нам казалось, были в глазах любимых людей, в самые светлые мгновения жизни, в обстоятельствах, звуках, поступках, превосходящих наш повседневный опыт.
Мы как будто всю жизнь ходим вокруг той живой ограды, слыша звуки, обоняя ароматы, которые тревожат, удивляют, страшат.
Мы скорбим о потерянном, которого никогда не имели.
Поэтому у нас больше вопросов, чем ответов.
Что значит для нас рай?
Это вопрос из той же серии, что за радость благовествует нам Евангелие?
Действительно ли радует нас пришествие в мир Спасителя, или мы привыкли к этой вести и воспринимаем её как должное?
Вслушаемся в свое сердце: когда оно трепещет, когда замирает? Когда слышит весть о Земле или о Небе? О душе или о желудке?
Не лукавим ли мы, говоря, что земное нас не радует и не нужно нам, а ждем лишь небесного?
Когда такое говорит апостол Павел, понимаешь, что это опыт, которого нет у нас. Когда такое говорим мы… Дай Бог, чтобы это хоть немного было искренне.
Рай сейчас и сегодня это как? Это когда мы отказываемся от земной радости, или когда стараемся расширить, умножить, наполнить её?
У всех свои ответы. Одни навеяны суровым аскетическим трудом прославленных иноков, другие — нашим семейным и повседневным опытом, многовековым культурным наследием.
Иногда эти ответы пересекаются. Иногда расходятся очень заметно.
Не ждем ли мы с замиранием сердца и трепетом того, иного, высшего рая, как места, где только и удастся вздохнуть полной грудью? Места, где со страхом и надеждой произойдет Та Встреча, без которой бессмысленно всё в нашей жизни.
Мы готовимся войти в пост, чтобы войти в рай.
Как же нам снова подойти к вратам рая, помня, что и рай и ад начинаются уже здесь, на Земле?
“Наступил уже час пробудиться нам от сна. Ибо ныне ближе к нам спасение, нежели когда мы уверовали. Ночь прошла, а день приблизился: итак отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света”.
Вот те практические шаги, которые приводят нас к раю, как в сегодняшнем чтении свидетельствует апостол Павел.
Мы готовы на какое-то воздержание, чтобы расчистить место для радости.
“Как днем, будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти; но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти…»
Страшен обличающий нас херувим чистоты, охраняющий врата, которые мы никак не можем увидеть, пока не изменим взгляд.
«Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его.
Кто ты, осуждающий чужого раба?” (Рим. XIII, 11 — XIV, 4)
Если апостол Павел начинает сегодня говорить о пробуждении, то апостол Матфей говорит, что без прощения обид друг другу не будет ни поста, ни рая. (Мф. VI, 14-21).
Рай невозможен, если ты унылый, мрачный, потому что хочешь казаться кем-то в глазах людей. Потому что ты фальшивый.
Наше сокровище там, куда стремиться наше сердце. Не получится ли так, что мы перепутали сокровища, и наш пост приведет нас не к Пасхе Жизни, а к очередной календарной дате разговения?
Верный ли компас наше сердце? К сокровищу ли оно нас ведет или обратно, в тюрьму эгоизма?
«Адам! Где ты? Ты все еще судишь чужого раба? Возвращайся…!» Аминь!.