Игумен Силуан (Туманов). Проповедь на Литургии 3 января 2016 года в храме Святителя Луки Крымского.
5 января 2016Дорогие братья и сестры!
Сегодня мы празднуем «неделю», то есть воскресенье святых Отец.
Кому-то покажется, что только что читалось самое «скучное» евангельское чтение в году (Мф. I, 1-25). Долго, очень долго перечисляются необычные имена людей, в основном, мужчин. При этом мы слышим, как кто-то из них кого-то «родил». И все эти имена, за редким исключением, ничего не говорят человеку, не получившему специального духовного образования или не читавшему внимательно Библию.
Кто же эти люди и почему именно сегодня, в воскресенье перед Рождеством, так важно вспомнить о них?
В данном случае святые Отцы – это не вообще святые, оставившие нам – своим духовным наследникам – отеческие поучения, а избранные персонажи Ветхого завета. Если говорить узко, то это родственники, предки Иисуса Христа по плоти. Если смотреть шире (чему есть все основания в Писании и тексте богослужения), это уходящие в глубокую древность цепочки людей, объединенных одной целью – быть звеном в истории спасения человечества. Далеко не все из них были праведниками в нашем понимании и даже не все были евреями. Но все они оказались родными Христу.
В чем суть этого необычного родства, превозмогающего и голос крови, и законы праведности?
Подсказку нам даёт сегодняшнее апостольское чтение (Евр. XI, 9-10, 17-23, 32-40). Апостол Павел перечисляет многих праведников Ветхого завета и подчеркивает – несмотря на кардинальную разницу их жизненного пути, все они жили верой в пришествие Христово, они «ожидали города, имеющего основание, которого художник и строитель Бог».
Они видели несовершенство этого мира и понимали, что оно происходит, в первую очередь, от нашего внутреннего несовершенства, нашего повреждения. И они стремились преодолеть его, насколько могли. Они жаждали преображения мира и готовы были страдать, лишь бы приблизить этот день. Они «верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов, угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих; жены получали умерших своих воскресшими; иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение; другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу, были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в ми́лотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления; те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли».
Но при жизни они так и не увидели Того, Кого ждали и верили. Того, Кому служили, Чье имя произносили с надеждой и благоговением.
Лишь в воплощении Христовом, свидетелями которому были апостолы и – через них – весь мир, сбываются мечты тысяч людей: «Все они, свидетельствованные в вере, не получили обещанного, потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства».
Удивительно! Без апостолов, и без нас, стоящих сегодня в храме, вся многовековая история Ветхого завета с его напряженным и смутным ожиданием Христа не совершенна. И более того, праведники Ветхого завета увенчиваются, входят в совершенство лишь с наступлением Нового.
В этом апостол видит ясное свидетельство единства Церкви Ветхого и Нового завета.
Но по сравнению с этими древними перечисленными праведниками, у нас есть значительное преимущество. Мы твёрдо знаем, в Кого верим, и Чьим именем названы. Да, мы не видели Христа телесными очами, но мы пожинаем плоды того же упования, которое так вдохновляло древних людей и апостолов.
Они верили, и мы верим. Но что такое вера? Разве это что-то особенное? Разве не все люди на земле во что-то верят и на что-то надеются?
В начале главы уже цитированного послания апостола Павла мы слышим, что вера – это уверенность в невидимом, как в видимом, и в ожидаемом, как в наступившем. А апостол Иаков добавляет, что вера без дел мертва.
То есть просто быть уверенным в чем-то, ещё не значит верить. И мы выполняем свои обещания, данные нами при крещении, не тогда, когда хвалимся своей верой и ругаем чужие, а тогда, когда поступаем согласно нашей вере: регулярно молимся в храме, стремимся соблюдать заповеди, жить в любви и мире.
Каждый из тех, чьи имена мы перечислили сейчас в Евангелии, сыграл определённую роль во всемирном ожидании Того, чьё Рождество мы готовимся отпраздновать.
И только от нас с вами зависит, войдут ли наши имена в ту книгу, которая пишется не земными буквами и не издаётся в типографиях – Книгу Жизни. Станем ли мы такими же родственниками Богу, как и перечисленные нами люди. Будем ли мы готовы делами послужить родившемуся Христу, или праздник Рождества у нас будет отмечен только нашими устами и нашими застольями.
Вот об этом предлагает нам сегодня поразмышлять Святая Православная Церковь.
Помолимся же Господу Богу и святым праотцам, чтобы наша вера всегда подкреплялась нашими делами. Помолимся, чтобы не только по названию, но и по сути мы стали христианами. Чтобы мы могли светить светом Христовым тем людям, которых посылает в нашу жизнь Господь.
И тогда уже наша жизнь станет Вифлеемской путеводной звездой, приводящей к Богу тех людей, которые живут вокруг нас: наших домашних, наших соседей, наших товарищей по работе. Всех наших ближних.
Аминь.