Игумен Силуан (Туманов). Проповедь на Божественной Литургии 29 ноября 2015 года.
17 декабря 2015Дорогие братья и сестры!
Вот мы и вступили во дни святого рождественского поста.
И естественно, что в первый же воскресный день мы с особым вниманием вслушиваемся в то, что предлагает нам Святая Церковь в апостольском и евангельском чтении, пытаясь найти в этих словах образец для действий, назидание к тому, как нам достойно пройти пост с пользой для души и тела.
Сегодня мы слышим такое наставление святого апостола Павла (Еф., V, 8-19): «Вы были некогда тьма, а теперь — свет в Господе: поступайте, как чада света, потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине. Испытывайте, что́ благоугодно Богу, и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте».
Но чада ли мы с вами света? И правильно ли мы понимаем, что значит «обличение»?
К сожалению, вглядываясь в свою жизнь, мы понимаем, что очень далеки от того высокого идеала, который начертан в словах апостола Павла. В реальных своих поступках мы чаще чада тьмы, чем чада света.
Мы охотно обличаем недостатки других, и некоторые даже видят в этом свое особо призвание: дескать, как же иначе? Надо обличать грех! Но, как правило, такие люди готовы обличать грех во всех вокруг, но только не в себе самом. А христианин в первую очередь призван обличать свои собственные грехи. Обличать, значит делать явными для Христа, выносить на свет Христов чтобы исцелить их через покаяние. И лишь как следствие видения собственного падения, может быть обличение ближних без гордыни и высокомерия.
Конечно, в некоторых случаях даже до́лжно обличать. Например, когда родители видят недолжное в поведении детей, а начальник – в поведении подчиненного.
Но не должно быть в нашей жизни такого, чтобы человек руководствовался лишь единой мыслью в жизни: «я знаю, как правильно, я вижу неправду, я всех обличу!»
Если действительно знаешь, как правильно, так и поступай сам как должно. И если попробуешь жить так, то поймешь, насколько далек сам от истины, от апостольского образца жизни.
В эти дни, например, мы с особым вниманием смотрим, кто что ест, и кто что пьет. Себя мы готовы оправдать всегда, но обязательно посмотрим в тарелку ближнего. А не съел ли он кусочек мяса?! А не съел ли чего-то молочного?!! Какой ужас!
Мы вслушиваемся в евангельские слова о милосердном самарянине и умиляемся (Лк., X, 25-37). Но почему-то эти слова никак не влияют на нашу собственную жизнь, на отношение к тем, кто, по нашему мнению, поступает неправильно.
И отсюда вытекает закономерный вопрос. Разве это пост?
Совсем скоро, ближе к Новому году разольется в России море скорбей и обид и недопонимания, до раскола в семьях. И всё из-за пищи! Одни захотят отпраздновать Новый год с шампанским и салатами, другие стоят на твёрдых позициях, потому что 1 января – это постный день, и не надо его нарушать. И не дай Боже, если кто-то подсунет нам скоромную пищу – столько шума и обид будет, упреков.
Боимся оскверниться от принятия скоромной пищи, но почему-то не боимся оскверниться от придирчивого, жестокого отношения к ближнему, от отсутствия снисхождения к своим братьям и сестрам. Нет чтобы с радостью сказать ближним: «что едите – ешьте всё во славу Божию!», а к себе отнестись со строгостью, достойной поста, и свой рацион урезать в соответствии с предписаниями Церкви.
Ведь тем самым мы покажем людям пример доброты и привлечём внимание к своим поступкам. И именно это поможет другим людям отказаться от скоромной пищи ради того, чтобы и своей жизнью прославить Христа Спасителя.
Вслушайтесь в Евангелие. Там предостережение нам!
И священник, и левит прошли мимо избитого самарянина по религиозным соображениям. Они боялись прикоснуться к нему, опасаясь оскверниться. Он был ранен, окровавлен. А они торопились в храм и им нельзя было прикасаться к умирающему.
Точно так же и мы подчас боимся оскверниться от вкушения скоромной пищи, но совершенно не боимся осквернить своё сердце жестокостью и невниманием к ближним.
Правы ли мы?
Обратимся к совету, который в сегодняшнем апостольском чтении дает нам небесный покровитель нашего храма святой апостол Павел:
«Не будьте нерассудительны, но познавайте, что́ есть воля Божия. И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом, назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу».
Видите, Апостол на первое место ставит именно внутреннее, духовное преображение, осознание того, в чем воля Божия. Призывает жить с рассуждением. Напоминает, что подлинный пост, как и вся жизнь христианина, несовместим с пьянством. Но говорит и о том, что подлинный пост также невозможен и без «славословия и духовных песнопений», то есть без храмовой молитвы, как и без молитвы вообще.
Мы хотим через отказ от видов пищи заслужить спасение души? Но ведь помним, что самый строгий «постник» – сатана. Он ничего не ест и вообще не пьет вина. Но он и не молится Богу.
И, чтобы не уподобляться сатане, нам надо отметить пост усилением молитвы, особенно в храме. Без этого пост немыслим, он превращается в диету.
А в храме Церковь постепенно готовит нас к встрече Рождества Христова, чтобы это был не просто милый семейный праздник, а очередной этап нашего духовного роста.
В праздник Введения во храм Богородицы мы уже услышим ликующие ирмосы Рождества Христова «Христос раждается, славите!», в день святителя Николая мы услышим особую стихиру, напоминающую о приближении Рождества, потом будут недели святых праотец и отец, предпразднство. Где пройдет наша жизнь в эти дни? В храме Божием, в молитве, или где-то в миру́?
И что толку, если без уважительной причины мы пропустим праздничные богослужения, но сохраним свое тело от скоромного продукта питания?
Конечно же, я не призываю к тому, чтобы совсем оставить диетарную часть поста. Но необходимо помнить, что строгое соблюдение поста немыслимо без строгого отношения к молитве в храме. Это единое целое, и разрывать это душегубительно.
И не следует откладывать заботу о пробуждении от духовного сна на потом. «Времена лукавы». Не стоит думать, что раз сейчас нам некогда, то займемся своим духовным деланием после.
У каждого из нас духовное делание уже началось. У кого как, но то, что мы имеем сейчас, это и есть наш духовный труд. И надо с трезвостью всмотреться в свою душу и спросить себя: «А действительно ли мы следуем по пути ко Христу, или соблюдаем благочестивые традиции?»
Ведь одна из уловок врага рода человеческого состоит не в том, чтобы прямо отвратить человека от делания дел благочестия, а в том, чтобы их «замылить», сделать их чем-то обыденным, неважным, изъять из них духовное напряжение. Если это происходит – мы поддались провокации диавола. Если же мы стараемся каждое посещение храма, каждую домашнюю молитву, каждое дело, связанное с верой, благочестием, Церковью, воспринимать с воодушевлением, с горением души, то тем самым мы постоянно обновляем в себе дары Святого Духа.
«Смотри́те, — говорит апостол Павел, — поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, дорожа временем, потому что дни лукавы… Посему сказано: «встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос».
Дай Бог, чтобы нам, готовящимся к принятию Рождества Христова, принять этот свет Христов и сейчас, в Причащении Святых Христовых Таин, и живя богоугодно вне храма. Чтобы Господь не постыдился даровать нам Своей Свет, а мы могли достойно его воспринять.
Аминь.