Последнее обновление: 29 апреля 2024 в 23:41
Подпишитесь на RSS:

Игумен Силуан (Туманов). Проповедь на литургии 12 июля 2015 года в Престольный праздник — свв.апп. Петра и Павла

12 июля 2015

 Дорогие отцы, братия и сестры!

Силуан 28

Сегодня, в день памяти небесных покровителей нашего храма – святых первоверховных апостолов Петра и Павла, святая православная Церковь предлагает нашему благоговейному вниманию несколько отрывков из Священного Писания для того, чтобы, насытившись вначале пищей Слова Божьего, мы затем достойно – с покаянием и должным пониманием святыни – могли приступить ко Причащению Святых Христовых Таин.
Про святых апостолов Петра и Павла в Писании упоминается довольно часто. Почему же сегодня читается именно этот отрывок? Что же такого важного нам стоит уяснить сегодня для себя и своего спасения из этого чтения?

Думаю, что мы все понимаем, как невероятно глубоки евангельские тексты. И подробно раскрывать смысл даже небольшого по объему отрывка мы можем часами. Поэтому, вооружившись различными толкованиями на Новый Завет, отметим для себя самое главное.

Святой апостол и евангелист Матфей рассказывает нам, как за несколько месяцев до Своей Крестной смерти, незадолго до Преображения, «придя в страны Кесарии Филипповой, Иисус спрашивал учеников Своих: за кого люди почитают Меня, Сына Человеческого?» (Мф 16: 13).
«Сын Человеческий» – это мессианский титул, хорошо понятный любому религиозному иудею того времени. Иисус не скрывает от учеников Своего высокого служения. Но зачем Он в этот момент ждет такого исповедания от них? Ведь не для тщеславия или гордыни? Конечно же, нет.

Чтобы понять ответ на этот вопрос, надо представить себе, что за город назывался Кесарией Филипповой.

Кесария Филиппова лежала приблизительно в сорока километрах к северо-востоку от Галилейского моря, за пределами территории, подвластной Ироду Антипе, правителю Галилеи. Населяли эту область, в основном, не иудеи, и там Иисус мог спокойно, не опасаясь капризов толпы и коварства сотрудников Синедриона, готовить апостолов к пониманию и принятию необходимости Своей грядущей крестной смерти и Воскресения.

По всей этой области были разбросаны храмы древнего культа сирийского бога Ваала, там заметно ощущалось влияние этой древней религии. Прямо около города возвышался огромный холм с глубокой пещерой, в которой, как считали греческие язычники, родился бог всей природы Пан. Его почитали настолько, что и сам город первоначально назывался Паниас или Баниас.

Кроме того, считалось, что в этой пещере находится исток священной для иудеев реки Иордан, что напоминало о всех событиях иудейской истории.

Но помимо всего этого, как пишет историк Иосиф Флавий, «Ирод украсил это место, которое и без того уже было замечательным, … строением храма, который он посвятил цезарю». Этот огромный храм из белого мрамора в честь обожествляемого льстивыми вельможами Римского кесаря – императора, был виден издалека.

Всякий, кто смотрел на Кесарию Филиппову даже издали, не мог не видеть эту громаду блестящего мрамора и не подумать о религиозной и политической мощи и величии Рима.

И вот Христос — не имеющий ничего земного галилейский проповедник – стоит перед этим великолепием и памятниками тщеславию, лести, карьеризму и ложным богам. За Ним двенадцать обыкновенных мужчин, таких же бедных и не знатных. И именно здесь и сейчас, как бы на фоне мировых религий и всей их истории, Сын Божий потребовал, чтобы апостолы сравнили Его со всем этим и с мнением переменчивой толпы.

Ответы учеников не менее важны для нас. «Они сказали: одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков» (Мф 16: 14).

Признавая Иисуса за Иоанна, Илию или Иеремию, люди, в их представлении, оказывали Ему большую честь и ставили Его очень высоко, потому что Иеремия и Илия были не менее ни более, как предтечи Помазанника Божьего. Когда они придут, считали иудеи, тогда и Царствие Божие придет очень скоро. Однако, в этих наименованиях по сути перечислены все основные заблуждения, которые есть у людей, далеких от Евангелия, об Иисусе Христе.

В нем видят либо проповедника морального, нравственного совершенства, либо пророка, плачущего о судьбах своей родины, либо даже предшественника Мессии, но не Мессию, не Бога.

Видно, что Христос готов к такому ответу и не ожидает многого от толпы. Интересно, что Он, по словам блаж. Иеронима Стридонского, сначала спрашивает, за кого Его почитают люди, а потом уже спрашивает мнение апостолов «вы за кого почитаете Меня?», проводя границу между апостольской Церковью и людьми внешними, словом апостолов и человеческим суетным мнением, легко заблуждающимся.
И вот тут апостол «Петр, отвечая, сказал: Ты — Христос, Сын Бога живого».

Если иудеи считали, что отводят Иисусу самое высокое в их представлении место, слыша снова после 400 лет перерыва голос Божий, то Петр, просвещенный Духом Святым, не стал искать человеческие сравнения, даже самые высокие, для характеристики Иисуса Христа и прямо называет Иисуса Богом живым, в отличие от мертвых лже-богов, усердно почитаемых в Кесарии.

Блаженный Феофилакт замечает, что Петр сказал: «Ты Христос, Сын (υἱός) Божий», с артиклем ὁ υἱός, т.е. истинный, Единый и единственный, Сын не по благодати, но из самого существа Отчего рожденный. Христами (χριστοί) были многие: все ветхозаветные цари и священники, истинный же Христос (ὁ χριστός) — один». Написание в греческом артикля перед словом «Христос» превращало это слово в собственное имя Христа, каким оно и сделалось в первоначальной Церкви. И это было, по мнению святителя Иоанна Златоуста, выражением мнения всех апостолов.

«Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах; и Я говорю тебе: ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что́ свяжешь на земле, то́ будет связано на небесах, и что́ разрешишь на земле, то́ будет разрешено на небесах».
«Плоть и кровь» это синоним слова «человек», обозначающий его телесную слабость. Этими словами Христос подтверждает истинность исповедания Петра, то, что его слова не от мудрствования разума, а от прозрения истины.

Хотя Пётр и назван камнем, скалой («петра»), мы понимаем, что основание Церкви – Сам Христос, а не какой-либо из людей. В подтверждение этого мы можем вспомнить, что в Ветхом Завете камнем, скалой именовался только Бог, а не люди. Только Бог есть вечная скала, на которой должна быть создана Церковь. Но мы, как и Петр, призваны стать живыми камнями в здании Церкви, будучи крепкими и способными достойно пронести Христово учение. Приступая ко Христу, «камню живому, человеками отверженному, но Богом избранному, драгоценному, и сами, как живые камни, стройте из себя дом духовный», — пишет впоследствии апостол Петр (1-е Петра, 2:4-8).
Как же нам стать этими живыми камнями?

Об этом прямо говорится в читаемом сегодня перед Евангелием послании к Римлянам другого прославляемого сегодня Церковью апостола — Павла: «И (так) как, по данной нам благодати, имеем различные дарования, то, имеешь ли пророчество, пророчествуй по мере веры; имеешь ли служение, пребывай в служении; учитель ли,- в учении; увещатель ли, увещевай; раздаватель ли, раздавай в простоте; начальник ли, начальствуй с усердием; благотворитель ли, благотвори с радушием. Любовь да будет непритворна; отвращайтесь зла, прилепляйтесь к добру; будьте братолюбивы друг к другу с нежностью; в почтительности друг друга предупреждайте; в усердии не ослабевайте; духом пламенейте; Господу служите; утешайтесь надеждою; в скорби будьте терпеливы, в молитве постоянны; в нуждах святых принимайте участие; ревнуйте о странноприимстве. Благословляйте гонителей ваших; благословляйте, а не проклинайте» (12, 6-14).

Видите, чтобы стать живыми камнями Церкви Божией, мы должны со смирением принимать себя такими, какие мы есть, и воспользоваться данными нам Богом дарованиями.

Не стоит завидовать способностям других, или сожалеть о том, что нам не были даны иные способности. Возможно наше служение — лишь скромная и едва заметная доля в общей работе. Но даже если наш вклад незаметен и не заслужит ни хвалы, ни выдающегося положения, все равно это важно для Церкви и мира.

Апостол Павел утверждает, что все способности человека от Бога. Эти способности — дарования, харисмата. В Новом Завете харисма — это нечто, данное человеку от Бога, чего он сам никогда не смог бы приобрести или достичь.

У каждого человека есть харисма, свой дар Божий. Это может быть дарование писать, проповедовать, строить здания, сеять семена, работать с деревом или цифрами, играть на музыкальных инструментах, петь, учить детей, быть руководителем, бизнесменом. Это дар Божий.

Но каким бы даром человек не обладал, он должен использовать его с убеждением, что его обязанность и привилегия вносить вклад во всеобщее дело по долгу любви.

Христианская любовь очищена от расчета и эгоизма: это чистое чувство сердца, направленное на других людей. Она помогает отвращаться от зла.

Известно, что многие люди ненавидят не зло, но последствия зла. Но стоит ли обманываться? Никто не может считаться добродетельным, из страха перед последствиями плохого поведения.

Говоря о нежной любви апостол Павел употребляет греческое слово «филосторгос», а «сторге» означает семейная любовь. То есть, мы должны любить друг друга, потому что мы члены одной семьи. Мы не чужие друг другу в лоне христианской церкви; мы братья и сестры, потому что у нас один Отец — Бог.

Но это не значит, что у нас нет личной ответственности за нашу жизнь и наше спасение.

Прочитанные сегодня строки из Священного Писания учат нас, что мы должны открыть Господа нашего Иисуса Христа для себя лично. Если мы привыкли только слышать о Христе от родителей или знакомых, но сами не обрели опыт молитвы и любви к Богу, как к Отцу Небесному, то мы еще не вполне христиане.

Христианство ведь не заключается в знании об Иисусе Христе, это познание Самого Господа Иисуса. Мы можем изучить всю догматику и богословие, прочитать все книги о Христе, но, если не научились молиться и любить – мы не наследники апостолов, проповедавших о личной встрече с Богом.

Эта встреча таинственна и может быть порой малозаметна внешне. Мы часто встречаемся со Христом, но не всегда замечаем это. Например, во время причащения Святых Христовых Таин, что и произойдет спустя некоторое время.

Увидим ли мы Бога в своей душе, поможет ли это нам изменить нашу жизнь? Вот о чем нам сейчас следует думать и молиться, пока у нас еще есть на это время.

Дай Бог, что у нас будет что ответить на тот вопрос, который каждый день нашей жизни Господь задает не только одному апостолу Петру, а каждому из нас, собравшихся сегодня в храме: «А вы за кого почитаете Меня?»

Аминь!

Оставить свой комментарий

Нажимая на кнопку ниже, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и принимаете политику конфиденциальности.