Игумен Силуан (Туманов). Комментарии к Литургии. Часть 1. ПРОСКОМИДИЯ
1 мая 2015
Игумен Силуан (Туманов) продолжает объяснять православное богослужение. Предлагаем вам первый материал о Божественной Литургии, который посвящен проскомидии, совершаемой священником в алтаре.
Когда-то в древности на главное христианское богослужение священник приходил в храм уже после того, как соберутся все верующие. Только после этого и начиналась Божественная литургия.
Сегодня наоборот, священник приходит в храм, как правило, раньше всех, рано утром. Прихожане еще не подошли, в лучшем случае, его встречает помощник – алтарник, он же пономарь, он же парамонарь.
Многое изменилось. Что-то уже и распознать без специального образования сложновато. Но, тем не менее, литургия остается той же литургией, что и древние апостольские богослужения двухтысячелетней давности.
Кстати, а что значит само слово «литургия»? В переводе с древнегреческого оно означает «общее дело», «общественная повинность». Так в Древней Греции задолго до появления христианства называли общественные обязанности состоятельных граждан городов-государств – «полисов».
Таких обязанностей было несколько. Литургией называлась оплата праздничных застолий (эстиасис), содержание в течение года школы-гимнасия и участников гимнастических соревнований (гимнасиархия), оплата театральных шествий и хоров, выступавших на празднике Диониса (хорегия), финансирование посольств, отправляющихся на религиозные праздники (архифеория), а в случае войны добавлялась триерархия т.е. снаряжение военного корабля — триеры.
Смысл таких литургий – снятие напряжения между богатыми и бедными слоями граждан, ведь так все одинаково могли участвовать в праздниках, даже если не у всех хватало денег для их устройства.
Это главное свойство литургии – объединять разных людей для общего дела – как нельзя лучше соответствовало и первым христианским богослужениям, где все крещеные христиане сообща собирались на ужин для причащения — вкушения особо освященного Хлеба и Вина, ставшими Телом и Кровью Иисуса Христа, и делились другой пищей друг с другом независимо от положения в обществе или достатка.
«Как, ужин?! Ведь причащаются с утра и не едят перед этим!» – удивитесь вы. Верно, но так было не всегда. До IV века, а, точнее, до 397 года, когда на Карфагенском соборе было постановлено причащаться натощак, причащение совершалось … прямо во время ужина. За таким ужином собирались все христиане, слушали Писание и проповедь старейшего, старшего христианина (по-гречески его называли «пресвитер», это синоним слова священник), из его рук принимали освященный Хлеб и Чашу с вином.
Но люди слабы. И такие застолья стали со временем поводом для беспорядков. Кто-то делал слишком уж большие глотки вина, богатые не хотели делиться своей едой с бедными (кстати, именно это, а не недочитанные молитвы и не соблюденный пост апостол Павел называл недостойным причащением, от которого можно заболеть и даже умереть (1 Кор. 11, 26-27)), священная трапеза все больше напоминала светский ужин. Так что, начиная с конца IV века, и сложился обычай воздерживаться от пищи с полуночи или за шесть часов до причащения, а сами трапезы устраивать после литургии. Отголоском тех общих ужинов остались освящения хлеба, пшеницы, вина и растительного масла на Всенощном бдении, освящение пасхальной еды, освящение колива в память усопших и т.п.
Как только богослужение отделилось от самой трапезы, встал вопрос: а как выбирать хлеб и вино для причастия, кто его должен приносить, как его приготавливать для причащения и т.п.?
Поначалу это делали диаконы прямо посередине службы вскоре после чтения Евангелия, там, где сейчас поётся Херувимская песнь. Они выбирали среди принесенных прихожанами хлебов и вина лучшие и приносили их к алтарю, где и происходило освящение.
А потом это стали делать в особом помещении при храме, чтобы во время службы не было никакой суматохи.
Так появилась проскомидия.
***
Вообще, чтобы как следует разобраться в том, что такое литургия и почему она дошла до наших дней именно в таком виде, стоит почитать серьезных исследователей и публицистов. Могу рекомендовать, например, такие книги в электронном формате:
Архимандрит Киприан (Керн). Евхаристия
Священник Алексий Уминский. Беседы о литургии
Juan Mateos. Развитие византийской Литургии
Да и вообще не помешает вся подборка текстов на «азбуке веры»
Там мы узнаем, среди прочего, что проскомидия – это по-гречески принесение, подношение. То самое приношение хлеба и вина для последующего причащения. Только если раньше хлеб и вино (и масло для лампад, и ладан и пр.) люди приносили свое, приготовленное своими руками, то теперь люди просто жертвуют деньги, а храмовые сотрудники сами приобретают муку и дрожжи, пекут просфоры, закупают вино и прочее, необходимое для совершения службы.
Кстати, просфора тоже переводится как приношение. Это круглый хлебец из дрожжевого пшеничного теста, состоящий из двух частей. На верхней части есть выпуклое изображение креста и буквы ИС ХС НИ КА, что с греческого переводится как «Иисус Христос побеждает (смерть)».
Вино в Русской Церкви используется красное, крепкое, сладкое. Оно называется «кагор», но к одноименной французской винодельческой провинции отношения практически не имеет. Главное, чтобы оно было натуральным и не теряло своих вкусовых качеств при разбавлении водой.
Но перед тем, как приготовить это к последующей службе, священник с чтением специальных молитв входит в алтарь и одевается (мы говорим – облачается) в особые священные одежды, символика, цвета и форма которых – разговор особый. Тем самым подчеркивается, что предстоящее богослужение – это не обычное человеческое мероприятие, а священнодействие, превосходящее обычные действия, направленное ввысь, отрешенное от суеты.
В храме в это время полумрак, все врата закрыты. Людей в храме еще мало. Священник произносит прославляющий Бога возглас, и чтец негромко читает 3-й и 6-й часы – комбинацию псалмов и молитв. Основная тема 3-го часа – схождение Святого Духа в день Пятидесятницы на апостолов, а 6-го распятие Христово.
В это время внутри алтаря священник на небольшом столе – жертвеннике в левой, северной части алтаря – при чтении особых молитв вырезает из большой просфоры особым ножом – копием – куб, называемый Агнцем, символизирующим пасхального ягненка Ветхого Завета и Христа одновременно, и кладет его на металлическое блюдце на ножке – дискос. Вливается в чашу вино с небольшим количеством воды, на дискос добавляются частицы просфор в память всех святых, а также живых и умерших христиан. Это символ единства Христовой Церкви всех поколений и эпох. Затем на сосуды кладутся расшитые крестами и узорами покровы. Отдергивается завеса при Царских вратах в центре иконостаса. Сосуды, алтарь и весь храм кадится благоуханным дымом ладана.
Священник в это время продолжает вынимать маленькие частицы из просфор в память живых и умерших и ждет окончания чтения часов, чтобы начать вторую часть литургии – Литургию оглашенных или Литургию Слова.
Храм замирает в предощущении праздника.