Игумен Силуан (Туманов). Проповедь на Сретение Господне. Неделя о Страшном суде — 15 февраля 2015 года.
18 февраля 2015Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Дорогие братия и сестры!
Сегодня в церковном календаре удивительным образом сплетаются две памяти, которые в нашем сознании, как правило, находятся на диаметрально противоположных сторонах.
Сегодня мы празднуем Сретение Господне, праздник встречи человека и Бога, праздник радости, праздник исполнения древних обещаний, древних пророчеств, праздник освобождения человека от рабства греха.
И сегодня же мы празднуем Неделю о Страшном Суде, то есть самым парадоксальным образом вспоминаем будущее. Мы вспоминаем слова Христовы о последних минутах истории человечества, всей земной истории, о том, как каждый из нас будет приведен пред престолом Господа нашего и Он будет судить нас по совести, по делам нашим. И это будет, вероятно, единственный за всю историю человечества абсолютно справедливый, по-славянски «праведный» суд.
Страшный Суд – это не тот суд, который страшен сам по себе. «Страшный» в переводе с церковно-славянского – это тот, который внушает страх, внушает трепет. У этого слова в русском языке есть значение «некрасивый», но здесь мы видим совершенно другое. Это суд, перед которым ни один человек на Земле не может ощущать себя невиновным, это суд Судии, Который видит все наши помыслы, все наши дела, все наши намерения, и не только наши, но и всех людей, живших когда-либо на Земле.
И именно это внушает нам трепет. Мы понимаем, что не можем уйти с этого суда оправданными. Именно поэтому мы просим и молимся Господу Богу: «Господи, помилуй! Да, мы грешные, и нет нам никакого оправдания. Но помилуй нас, помилуй по велицей Твоей милости!»
Святитель Феофан Затворник, рассуждая о Страшнем Суде, сказал удивительные слова: «Господь и на Страшном суде будет не то изыскивать, как бы осудить, а как бы оправдать всех. И оправдает всякого, лишь бы хоть какая возможность была». Такое же представление о Страшном Суде было у многих людей праведной жизни. И в Священном Писании пишет святой Иоанн Богослов: «Суд же состоит в том, что свет пришел в мир» (Ин. 3:19).
И действительно свет осуждает всякую тьму, и все, что есть в нашей душе темного, все, что от лукавого, от низменных страстей, всё осуждается, всё будет испытано перед очами Господа нашего Иисуса Христа.
Но будет ли этот суд только стыдом? Вспоминаем ли мы об этом суде только с ужасом? Нет, это не ужасный суд, это суд «страшный», то есть внушающий трепет, а трепет — это состояние, которое возможно и при наличии любви.
Любовь к Богу — это сложное чувство, потому что мы не знаем как это, любить Бога. Господь сказал: «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцом Моим; и Я возлюблю его и явлюсь Ему Сам» (Ин.14,21). И мы пытаемся соблюдать Божии заповеди, насколько это возможно. Но понимаем, конечно, что недостаточно наших сил, чтобы все это достойно соблюсти. И приносим Богу хотя бы ту малую любовь, на которую способны.
Но если мы любим Бога, то и на суд Его поспешим с трепетом, подобно Моисею, трепетавшему перед Неопалимой Купиной.
Один средневековый поэт написал удивительные строки:
– Мне ведомо, что близок день суда
И на суде нас уличат во многом,
Но Божий суд не есть ли встреча с Богом?
Где будет суд? — Я поспешу туда!
Я пред Тобой, о, Господи, склонюсь,
И отрешась от жизни быстротечной
Не к Вечности ль Твоей я приобщусь,
Хоть эта Вечность будет мукой вечной?
Действительно, для нас, каждый день вспоминающих имя Христово, Страшный суд это не только обличение наших грехов и пороков, но и встреча наша с Богом.
И в этом смысле глубоко знаменательно то, что праздник древней встречи с Богом сегодня соединился с праздником нашей будущей встречи с Богом. И там встреча была к всемирной радости, и здесь мы молимся и просим, чтобы и будущая встреча была тоже к радости, к жизни вечной. Для этого мы и ходим в храм, для этого мы и трудимся, постимся и молимся.
Надо ли всё это, — часто спрашивают нас? Ответ мы слышим во втором сегодняшнем Евангелии: встретила Бога с праведным Симеоном и Анна пророчица, «достигшая глубокой старости, … вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь» (Лк., 7 зач., II, 22-40).
Вот какой в преддверии поста предлагается нам пример: «не отходила от храма» – первое, а потом уже «постом и молитвой служа при нём». Тем самым нам напоминается, что наш пост, который мы через неделю предпримем, наш пост в первую очередь тоже должен начинаться в храме, должен центром своим иметь храмовое богослужение и молитву, а уж только потом воздержание от определенных сортов пищи и молитвенное домашнее правило.
Так Евангелие нам показывает, какой пост угоден Богу. Это любовь к храму Божьему, любовь к Богослужению, любовь к церковному образу жизни не за страх, не с ужасом и тягостью в душе, а с радостью. С радостью оттого, что Господь на сорок дней освобождает нас от рабства пище, освобождает нас от рабства привычным удовольствиям, которые мы постараемся в течение поста уменьшить. Не для того, чтобы сделать нашу жизнь унылой, печальной или просто механически себя в чем-то стеснить, нет. Для того, чтобы дать место Богу.
Это и на житейском уровне легко понять. Если наша квартира захламлена, мы никого не можем в неё впустить, если коридор заставлен, мы еле-еле сами дверь можем открыть. Но для того, чтобы впустить гостей, мы всё в доме приберём, всё расставим по своим местам, чтобы можно было бы туда войти. Также и в жизни своей, в своей душе мы наводим определенный порядок во время Великого поста.
Не просто так, чтобы было чисто, и мы были морально чисты, а чтобы впустить в свою жизнь Бога, встретиться с Ним. Мы же помним с вами другую притчу Христову, о том, как был изгнан один бес из души человека, где-то по местам пустынным пошатался, и вернулся в душу. Смотрит, а душа пустая, и он зовет с собой семь злейших бесов и возвращается «и бывает хуже первого» (Мф. 12:43-45).
О чем это говорит? О том, что просто добродетельные усилия сами по себе малы, если мы не зовем в свою жизнь Бога, если не входит Господь в нашу жизнь через причащение Святых Христовых Тайн, через всякое понуждение себя к добродетели.
А что такое добродетель? А вот хочется сказать злое слово – удержись, хочется сделать злой поступок – удержись, хочется помыслить, что-то нечистое, осуждение, например, кого-то приходит в голову – гони эту мысль из головы. Вот это и есть доброделание. Это и есть подлинное целомудрие, когда мы стараемся всю свою жизнь сделать цельной. Не просто чистой, мы с вами видим много примеров дивной нравственной чистоты и за пределами Христовой Церкви, и среди атеистов и среди представителей других религий, но наша чистота не сама по себе, а для Христа.
Чтобы мы изменились, Господь должен войти в нашу жизнь, об этом все святые постоянно напоминают нам.
Много и красиво об этом говорил преподобный Симеон, новый богослов. Он постоянно настаивал, что возможно уже здесь, не дожидаясь будущей жизни, быть в Богообщении. И это он говорит не о каких-то прелестных состояниях, когда нам кажется что-то, видение какое-то, голоса с нами разговаривают, нет!
Бог в нашей жизни тогда, когда мы поступаем как Христос, то есть когда через нас не проходит негатив, когда через нас не проходит злоба.
Это очень трудно, это невероятно трудно, потому что каждый из нас знает, как сложно удержаться от зла. Но, тем не менее, мы к этому призваны стремится. И, зная эту трудность, Господь и предлагает нам Великий пост, предлагает нам это время для очищения своей собственной жизни. Предлагает нам упражняться в поступках, по которым нас будут судить на Страшнем суде. Это те критерии святости, о которых мы как раз слышим в первом сегодняшнем Евангельском чтении (Мф., 106 зач., XXV, 31-46): алчущего напитать, жаждущего напоить, странника ввести в дом, нагого одеть, больного, в темнице навестить.
Казалось бы, так просто, но если мы это делаем во Имя Христово, ради наших ближних, то тогда мы исполняем Его заповеди, и тогда действительно произошла та встреча человека с Богом, о которой говорится в сегодняшнем празднике. И это действительно радость для нас, если мы это соблюли, хоть в малейшей степени. И это для нас радость, и это подлинный пост, когда мы воздерживаемся от зла.
Помолимся же Господу Богу, чтобы он даровал нам силы достойно проводить время в покаянии, в посте, и, самое главное не забывать храм Божий, потому что это основа нашего с Вами спасения. Аминь.