Игумен Силуан (Туманов). Проповедь после Евангелия на Божественной Литургии 21 сентября 2014 года
19 октября 2014Проповедь после Евангелия на литургии 21 сентября 2014 года в Петропавловском храме Парголово (СПб)
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, аминь.
Дорогие братья и сестры, поздравляю всех с праздником Рождества Пресвятой Богородицы.
В церковно-славянском языке слово «рождество» имеет два значения. Первое – само событие рождества, рождения, а второе – это тот, кто рожден. И именно поэтому, когда мы поём в тропаре сегодняшнего праздника: «Рождество Твое,Богородице Дево, радость возвести всей вселенней», — мы одновременно прославляем и то событие,которое произошло давно и которое мы сегодня празднуем, то есть, рождение Самой Пресвятой Богородицы, и Того, Кто от Неё родился – Господа нашего Иисуса Христа. Именно это и позволяет нам понять в чём же заключается та радость,которая воссияла «всей вселенней». Об этом и говорится дальше в тропаре праздника: «из Тебе бо возсия Солнце правды Христос Бог наш». Солнцем правды мы назовем Господа нашего Иисуса Христа ещё раз в предрождественские и рождественские дни. Тем самым,сегодняшний праздник начинает нас готовить к светлому и радостному празднованию Рождества Христова.
В чем же та радость, которую возвестило в мир рождение Богородицы и рождение Христа Спасителя? Ответом на это вопрос являются евангельские чтения, предложенные сегодня нам на литургии оглашенных в то время, которое издревле Церковью отведено для поучения в евангельском толковании, для разбора евангельского смысла, для того, чтобы наполненными и напитанными этими смыслами мы приступили уже к таинственной и неизреченной Трапезе– ко причащению Святых и Животворящих Таин Тела и Крови Господа и Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа.
Сегодня нам предложены три чтения.
Первое – Недели перед Воздвижением, оно посвящено Кресту Господню. В нем говорится о том, что «никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах. И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин.,3: 13-17).
И вот здесь нам сразу говорится о той связи, которая есть между нами и Господом нашим Иисусом Христом – это вера, вера несумненная,вера деятельная.
Святитель Феофан Затворник, говорит об этой вере так:«Вера совмещает убеждения,привлекающие Божие благоволение и силу свыше». То есть, вера – это и убеждение, и особенная благодатная жизнь в Церкви, таинственная, не всегда очевидная и понятная сточки зрения обыденного сознания, но реальная для верующего.
Наша жизнь должна храниться в целости, чтобы наши убеждения, по слову апостола Иакова, не были мертвы без дел, чтобы наши дела свидетельствовали о нашей вере. Нет толку никакого, если мы только словами называем себя христианами, а на деле являем совершенно безобразный пример жизни. Если мы называем себя христианами, а с ближними невоздержаны, ругаемся, готовы обозвать всех еретиками и прочими бранными словами, если мы готовы переносить сплетни и охотно доверяем им, если мы готовы поверить слуху какому-то злому о другихлюдях, если мы даже одну какую-нибудь тему иногда не можем толком обсудить, не поругавшись, то что толку в нашей вере?
Это, конечно, напоминание всем нам – вера, как свидетельствует об этом святитель Феофан, обязательно должна перерастать в действие, которое свидетельствует о нашей вере. И дальше говорит Господь: «ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин.,3: 16). И вот здесь упоминается второе очень важное условие нашей жизни христианской – это любовь.
Именно любви посвящено следующее евангельское чтение– основное. Мы в нём слышим, как некий иудей подошел ко Христу и стал искушать Его, говоря: «Учитель! какая наибольшая заповедь в законе?» (Мф., 22:36).
Иными словами, он стал испытывать Его веру, он хотел опозорить Его при присутствующих, как-бы говоря: «Что это за проповедник?! Вот наших,древних слушайте, а это что, новизну какую-то вносит бессмысленную. Вот делайте, как всегда до вас делали – и всё будет вам хорошо. Так нет же, вот о чем-то новом проповедует, о любви какой-то. Что это за любовь?»
Господь отвечает кротко, но твердо: наибольшая заповедь в законе, то есть, смысл всего Ветхого Завета, смысл того, чему учит Церковь, это «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф., 22:37 – 40).
Сердце – это вместилище наших чувств, душа – это эмоции, а разумение – наш разум. То есть, весь человек должен участвовать в любви Божией. Весь человек должен участвовать и в богослужении, которое является выражением нашей любви к Богу.
Вот все мы утром, вместо того, чтобы оставаться в своих тёплых кроватях или посвящать своё время семье и другим мирским заботам,поднимаемся и идём в храм Божий, потому что мы движимы любовью к Богу.Несовершенной, маленькой, подчас плохо осознаваемой, но движимы. Мы приходим в храм, чтобы прославить Господа Бога и это даже обязанность наша по заповедям апостольским.
И на богослужении мы должны подключать обязательно и наше разумение, не только чувства, не только эмоции: «приятно хор спел, приятно пахнет, что-то прочитали…» Обязательно разум должен подключаться, как об этом четко и недвусмысленно свидетельствует святое Евангелие. Разум должен подключаться для слушания и впитывания всего того, что произносится в алтаре,всего того, что поет наш замечательный хор, всего того, что читают наши благоговейные чтецы. Всё это обязательно должно проникать в самую глубь нашу, в сокровищницу нашей души, потому что это святоотеческое богатство Православия.
Может быть мы не всё сразу понимаем, может быть не всё сразу отзовётся в нашей душе должным образом, но это обязательно должно быть воспринято с благоговением. Это очень важно для того, чтобы идти путём спасения. Потому-то Господь и говорит нам об этом, как о важной заповеди –любить Бога разумом.
И вторая заповедь, подобная предыдущей, продолжает Христос,ей: «возлюби ближнего твоего, как самого себя; на этих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф., 22:39 – 40).
Интересно здесь отметить, что в славянском языке говорится – «на этой заповеди ви́сят»,то есть, «вися́т закон и пророки».
Почему так получается? В древности в Израиле, как вы знаете, писали буквы не над строчкой, как мы сейчас пишем и как дети учатся писать в прописях, а под строчкой, линией. Представление другое было: раз висят,то крепко утверждены, написаны чётко и ясно. Для современного сознания это не совсем понятно – как это висят? Значит, это неустойчиво. Но здесь как раз наоборот.И в синодальном переводе Евангелия чётко выражено – утверждается весь закон и пророки.
Ответив на вопрос, Господь дальше говорит с иудеями,с фарисеями и спрашивает: «что вы думаете о Христе, чей Он Сын?» (Мф., 22:41 – 42).
У Бога нет пустых вопросов к человеку.
У иудеев есть знания, они прекрасно знают закон, они прекрасно знают Библию и вопрос для них совершенно не сложный – они знают на него ответ. Чей сын? Давидов сын, конечно, должен быть Мессия, Тот, Кто придёт спасти весь мир. И тут Христос им задаёт неожиданный вопрос: а как же Давид называет Его Господом, если Он его сын? А он Его по вдохновению называет Господом, когда говорит: «сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих?» (Мф., 22:41 – 42).
Чтобы понять суть этого вопроса и растерянность иудеев, надо вспомнить, что у нас в русском языке, как и в древнееврейском, «Господь»– это слово, которое мы употребляем только по отношению к Богу. Это очень важно отметить. И поэтому в русском переводе смысл передан совершенно точно: если Давид называет сына своего Богом, то как же Он может быть ему, человеку,простому человеку, хоть и благочестивому пророку, сыном?
И ученые иудеи растеряны. Они не могут понять – вроде они всё знают в законе, но ответить на элементарный вопрос не могут. Вроде бы всё очевидно, а всё ломается мировоззрение у них в голове. Либо ошибся пророк Давид, либо Иисус Христос – потомок Давида, Мессия, каким уже многие в Израиле Его признали, человек и Бог.
Христос пришел для того, чтобы поменять наше мировоззрение, для того, чтобы мы смотрели на всё с точки зрения вечности,чтобы наши помышления были не такими же, как помышления людей, живущих по мирским законам, чтобы мы были солью, которая позволяла бы осолить всё общество.
Для того, чтобы пище быть вкусной, не надо ей всей превращаться в соль, но только какой-то части соли в ней надо быть.
Точно так же и в обществе. Если мы, христиане, свою соль – веру свою – храним, то всё общество, разнообразное и сложное, ещё не пришедшее ко Христу, или по каким-то своим причинам отвергающее Благовестие,всё общество просаливается, оно становится угодным Богу, оно становится благочестивее. И в нем уже появляются шедевры культуры, искусства, философской мысли,благочестия.
Такой в чем-то была дореволюционная Россия, Святая Русь,о которой мы вспоминаем с благоговением. И конечно, хотелось бы, чтобы времена благочестивые вновь настали и повторились ещё и при нашей жизни.
К сожалению, наша любовь, о которой говорится, как мы слышим в двух евангельских чтениях сегодня, очень несовершенна. Мы вынуждены признать, что мы даже не стремимся любить Бога с таким совершенством, с такой полнотой самоотдачи, с какой Бог любит нас.
Бог пришел, чтобы быть убитым ради нас. Любим ли мы Бога с такой же силой? Боюсь, что нет, и даже боюсь, что мы не осознаем необходимости такой любви. И это очень страшно.
В прошлое воскресенье мы с вами слышали Евангелие о позванных на брачный пир. К одному из позванных Господь обращается, сначала называя его другом: «что же ты не в брачной одежде?» (см. Мф., 22:12)
Один из известных проповедников отмечает: для этого человека важен был не Христос, а важен был тот комфорт, тот уют, то тепло,которое рядом с Богом. Важен был не Сам Бог, а те приятные ощущения и удобства,которые возникают рядом с Ним. И человек поэтому промолчал в ответ на зов Христов.
Что было ему сказано? Господь говорит слугам Своим: возьмите этого человека и выбросьте его в тьму кромешную.
Вот так с каждым из нас поступят в том случае, если мы в сердце своем хотя бы немного не будем пытаться возгревать любовь к Богу. А мы слышали только что, что любовь к Богу невозможна без любви к ближнему.
Тяжел Христов закон. Хочется порой все связи с этим миром отрубить, хочется доказать свою правоту, хочется всем доказать – вот так надо жить! А Господь призывает нас к смирению, к любви, к внимательному отношению друг к другу. И это очень важно, и особенно сегодня – в век страстей, в век войн, век раздоров.
Очень важно нам это евангельское слово, евангельское послание.
Особенно потому, что оно подводит нас к добродетели смирения, без которой любовь невозможна. Об этом и говорится в третьем евангельском чтении сегодняшнем. Оно всегда читается в праздники Богородицы и этим тоже подчёркивается удивительное смирение Божией Матери.
Нам говорится о том, что с точки зрения Господа, как Он говорит в Евангелии, благая часть, то есть, благо в том, чтобы слушать Слово Божие и соблюдать его.
Так вот, братья и сестры, помолимся Господу Богу,чтобы Он дал нам силы услышать Слово Божие, услышать ту его часть, которую мы можем понести сейчас, в этой жизни, и безотлагательно начнем это Слово Божие нести и соблюдать.
Если мы можем где-то сдержаться и не сказать ближнему своему злое слово – давайте сдержимся. Если мы можем в чём-то кому-то помочь – давайте поможем. Пусть немного. Иногда даже улыбка является помощью друг другу, не говоря уже о более серьёзных делах. И вот это и будет нашим соблюдением закона Христова, о котором много и так глубоко говорится сегодня в евангельском чтении. Аминь.
Напутственное слово прихожанам Петропавловского храма в Парголово (СПб) после Всенощного бдения 20 сентября 2014 года
Дорогие братья и сестры, поздравляю вас с праздником Рождества Пресвятой Богородицы, который в этом году пришелся на воскресный день.
По окончании вечернего богослужения мы все с вами получаем благословение на то, чтобы идти в свои дома и дома спокойно готовиться к завтрашнему празднику. По возможности,конечно, готовиться к причащению Святых Христовых Таин.
Как мы знаем,это главное Таинство Церкви. Оно позволяет нам быть столь разными и при этом быть единой Церковью Христовой. Это самое важное православное Таинство для нашей жизни.
Сегодня в праздник Рождества Пресвятой Богородицы, уместно, думаю, будет вспомнить о том,что праздники Богородицы появились исторически довольно поздно. Они появились поздно в том числе и потому, что Царица Небесная была человеком невероятного смирения и невероятной скромности. И даже светлая Её память почиталась как нечто само собой разумеющееся между апостолами и их учениками, и долгое время специальных праздников в честь Её не было.
Но вот стали появляться всевозможные лжеучения, ереси, которые так или иначе затрагивали честь Пресвятой Богородицы, и уже тогда святая православная Церковь стала уделять особое внимание почитанию Пресвятой Богородицы и стали появляться особенные в честь Её праздники.
Праздник Рождества Пресвятой Богородицы впервые упоминается в иерусалимском предании.Согласно этому преданию, святая равноапостольная царица Елена, мать императора Константина, утвердившего христианство в качестве основной религии Римской империи,женщина очень благочестивая, набожная, приехала на Святую землю и там стала искать места, так или иначе связанные с земной жизнью Христа Спасителя и жизнью Царицы Небесной.
И там она повелевала,как императрица, строить храмы в честь Пресвятой Богородицы. В одном месте был построен храм в честь Введения, в другом – в честь Рождества Пресвятой Богородицы, в Гефсимании, как вы знаете, в честь Успения Пресвятой Богородицы.И уже храмовые праздники этих храмов стали со временем теми праздниками в честь Богородицы, которые мы сегодня празднуем. Почему так произошло? В том числе и потому, что у нас просто нет исторических свидетельств в какой день что произошло в Её жизни.
Вы скажете –как так нет свидетельств? Откуда же вообще мы узнаём о празднике, например,Рождества Богородицы?
Подходим к Евангелию, открываем и с удивлением обнаруживаем, что там об этом замечательном событии ничего не сказано. Но у нас-то ведь целое богослужение совершается, многие тексты поются и читаются, посвященные этому празднику. В них рассказывается о том, как Иоаким и Анна, родители Пресвятой Богородицы, долгое время были бесчадными, а вы знаете, что в Израиле, в Иудее бесчадство было огромным позором,ведь дети – это продолжение рода, благословение от Бога. И до преклонных лет они дожили без детей, потом всё-таки, наконец-то, Господь утешил их рождением девочки. Они посвятили Её храму Божию, но об этом мы будем вспоминать уже в другой праздник – Введения во Храм Богородицы.
Откуда мы всё это знаем? Оказывается, было такое Евангелие от Иакова, Первоевангелие Иакова,которое относится к числу апокрифов, то есть, тех евангельских книг, которые приписываются тем или иным апостолам, но не несут в себе Богодухновенности, то есть, не отражают совершенно точно и безошибочно учения о спасении Богом человека.
И вот удивительно, что эти праздники Богородицы черпают своё основание из такого источника, как бы показывая нам насколько богат и разнообразен мир христианина,насколько широко должно быть наше знание, насколько широким должен быть наш горизонт. Напоминая нам, что мы постоянно должны заниматься своим самообразованием, постоянно должны что-то узнавать новое. И это очень важно, потому что в таком случае мы действительно находимся в Церкви Христовой осмысленно.
Поэтому, даст Господь, по молитвам Пресвятой Богородицы, будет у нас подлинное знание о вере,о Церкви, о Боге. Это знание приходит к нам тогда, когда входит в нашу жизнь Господь наш Иисус Христос в причащении Святых Христовых Таин, во время нашей молитвы к Нему во все дни нашей жизни. Было бы с нашей стороны желание жить в Церкви разумно, осмысленно.
Аминь.