Игумен Силуан (Туманов). Проповедь на Божественной Литургии 14 сентября 2014 года.
19 октября 2014Игумен Силуан (Туманов). Проповедь на Божественной Литургии 14 сентября 2014 года.
Церковное новолетие
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа! Аминь.
Дорогие братья и сестры, в сегодняшний воскресный день – в четырнадцатую неделю по Пятидесятнице – Святая Православная Церковь празднует начало нового церковного года, память преподобного отца нашего Симеона Столпника. И в честь каждого из этих праздников нашему вниманию предлагается по евангельскому отрывку, которые раскрывают нам суть сегодняшних праздников, их духовное содержание.
Поздравляя друг друга с Новым Годом мы, в первую очередь, вспоминаем о том, что этот новый год, 7523-й от сотворения мира, не является очередной вехой календарной. Это начало символического, церковного года. Эта дата напоминает нам не о круговороте дней и планет, а о новой эпохе во взаимоотношениях Бога и человека. Это, как говорится в Писании, очередное «лето», т.е. очередной год благости Божией.
Не случайно именно сегодня читается евангельский отрывок о том, как Господь наш Иисус Христос проповедовал в Назарете, где Он был воспитан.
Была суббота, все собрались в синагоге. Христа посадили на почетном месте,как учителя, и дали Ему на выбор прочитать отрывок из книги пророчеств Исаии. «И Он, раскрыв книгу, нашел место, где было написано: Дух Господень на Мне;ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедовать лето Господне благоприятное» (Лк. 14: 17-19).
Все собравшиеся знали это место в Писании. Знали, что это будет в будущем, когда придет Мессия, Избавитель, Спаситель. И Он народ Свой избранный, а святые отцы подразумевают под этим, конечно же, всех православных христиан, а не только еврейский народ, избавит от греха, проклятия и смерти.
Людям было интересно, как истолкует Иисус эти слова, «и глаза всех в синагоге были устремлены на Него» (Лк. 14: 20). И вот Господь закрывает книгу и обращается ко всем собравшимся в синагоге,и говорит: «ныне исполнилось писание сие, слышанное вами» (Лк. 14: 20). Т.е. уже наступило «лето Господне благоприятное».
Для слушателей Его тогда это было изумление, скандал, потому что они все ждали, что когда-то придет Мессия, верили, что это будет когда-то. (Как вы знаете, иудеи до сих пор ждут мессию). Но вот знакомый всем с детства приемный сын хорошо всем известного Иосифа вдруг дерзает говорить, что это время уже наступило! Христос говорит: «Вот, Я пришел. Поэтому наступило Царство Божие, наступило лето Господне благоприятное». И вот это – изумление иудеям, а нам – радость. Потому что мы видим здесь свидетельство Христа о том, что мы отныне живем уже в новое время, время Христово.
И это «время Христово» мы из года в год и отмечаем, его-то мы и празднуем. Не определенные погодные, природные, космические или сельскохозяйственные циклы, а именно новый год благости Божией.
Второе евангельское чтение сегодня тоже очень значимо. Оно касается каждого из нас, стоящих в храме.
В нем повествуется, как некий правитель – в Евангелии он назван царем, и мы, конечно же, понимаем, что речь идет о Царе Небесном, – решил Сыну Своему, –а мы знаем, что Сын Его – это Господь наш Иисус Христос, – устроить брачный пир.А что же за брак, что же за свадьба может быть у Господа? Отцы Церкви говорят,что здесь под пиром брачным надо понимать соединение Христа и Церкви Христовой,которая называется Его Невестой. Т.е. все мы таинственным образом сопричастны Господу нашему Иисусу Христу, находясь в Церкви Божией.
И вот, собрав этот пир, Господь конечно же зовет уважаемых людей на этот пир, почетных гостей. Мы узнаем здесь призвание всех народов – украшенных к тому времени высокой культурой, научными достижениями – к поклонению Единому Истинному Богу.
И вдруг почетные гости начинают один за другим отказываться. Один говорит, что он только что женился и ему необходимо провести медовый месяц, другой – что купил вола. По аналогии с нашем временем можно сказать что он автомобиль только что купил и ему необходимо насладиться обладанием этой машиной, не может он с ней расстаться надолго. Другой – еще по какой-то причине отказывается прийти ко Христу… И вот так вот все уважаемые и почетные люди отказались.
И тогда Царь поступает совершенно не логично с нашей точки зрения — он посылает своих слуг собрать нищих, тех, которые сидят у канав, у ям, тех, кто просит подаяние. Тех, кто сидят в лохмотьях – «всех, кого только нашли, и злых и добрых» (Мф: 22, 10). Он их собирает и приглашает за брачный пир. Вот здесь и говорится о призвании нового народа Божиего – всех нас, составляющих сегодня Церковь Христову. Не по нашим талантам и заслугам, не по принадлежности к какому-то особому народу нас сюда позвали. Нет! Это добрая воля Бога предложить нам то,чего мы совершенно недостойны, разделить с ним праздничную трапезу Евхаристии, Святого Причащения.
И вот повествуется, что среди этих нищих был за столом совершенно такой же нищий,также одетый в лохмотья, так же неготовый к празднику. Но вдруг почему-то к нему Господь обращается и говорит: «друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? он же молчал» (Мф: 22, 11).
Вот странное место Евангелия, удивительное. Ведь все нищие были позваны,все были кое-как одеты, все были одинаково недостойны, чтобы сидеть за этим почетным празднеством. Но вдруг к одному из них Господь обращается как к другу и в ответ на его молчание говорит слугам, т.е. ангелам: «связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов; ибо много званых, а мало избранных» (Мф: 22, 11).
Это место один из великих проповедников Церкви толкует таким образом: «И все входят, изумленные, трепетные, благодарные. Один только не в этом духе пришел; он пришел, потому что слышал, что здесь кормят. Он – голодный и сможет досыта поесть; он холодный – там будет тепло: он бездомный – там будет кров.У него нет чувства благодарности или изумления перед этим; он только радуется тому, что представился такой дивный случай утешиться за всю горькую, бездольную жизнь. И он прорывается, как бы неочищенный, непрощенный, неомытый, неосвященный, в лохмотьях и грязи своей, к пище. Нам это кажется таким непонятным, таким страшным: неужели он не мог подумать о том, кто его приглашает, благоговейно, трепетно очиститься, чтобы хоть напоследок можно было войти в это Царство?..» (Митрополит Сурожский Антоний).
Но разве на этого человека не похож каждый из нас?
«Когда мы идем к Богу в молитве, когда мы идем к Богу в причащении Святых Таин – о ком и о чем мы думаем? Разве почти каждая наша молитва не исчерпывается словами: Господи, дай, дай, защити, избави, дай!.. Разве мы не употребляем как бы Самого Бога просто как источник, из которого мы можем получить все, что мы потом, как блудный сын, растратим – грехом, недостойно: недостойно не только Бога и Его любви, но и самих себя?.. Дай, дай! – и ничего другого. А когда дал – как редко бывает даже, что мы скажем: Благодарю Тебя, Господи!»(Митрополит Сурожский Антоний).
Очень часто люди приходят в храм и говорят: мне тяжело, я хочу причаститься, душа моя изныла, потому что жизнь во мне как бы уже и не жизнь. И здесь мы тоже приходим к Богу, чтобы взять от Него Его жизни, чтобы причаститься Богу. И как горько потом, когда мы растрачиваем полученное у Бога, растрачиваем эту Жизнь впустую.
Преподобный отец наш Серафим Саровский говорил об этом так: «да, Бог слышит тебя, да, Бог исполняет твои молитвы, но разве ты не понимаешь, какою ценой? -всей жизнью, всеми страданиями, всею смертью, всем сошествием во ад Сына Его Единородного!» (Митрополит Сурожский Антоний).
Мы часто и много просим у Бога, и Господь готов откликнуться на наши слова.Но готовы ли мы слышать Его? Не получается ли так, что когда Он САМ обращается к нам, мы молчим. Мы, привыкшие так много говорить, при встрече с Богом молчим. Молчим, потому что не Он нам нужен, а уют, тепло, комфорт жизни с Ним.
И тогда наша участь – быть во тьме кромешной. Потому что нельзя без Бога быть рядом с Ним. Потому что наша разодранная жизнь – ничто по сравнению с отсутствием в нас любви.
Дорогие братья и сестры! Мы — те нищие, которых Господь зовет к себе. Мы постоянно говорим о том, что Церковь, а вы знаете, что это в переводе с греческого обозначает «собрание позванных людей», Церковь включает нас, позванных людей, разных по возрасту, разных по образованию, разных по образу мысли. Но все мы призваны к одному: чтобы быть со Христом. Мы позваны на пир духовный, Евхаристию,на это Причащение, на самое главное таинство, которое из нас, разных людей, делает единое Тело Христово.
И вот важно помнить, приходя ко Причащению, мы, позванные люди, никогда не бываем достойны этого призвания. В первую очередь потому, что к Богу в молитве мы всегда обращаемся с просьбой «дай!». А отцы Церкви учат нас, что главная молитва, самая благодатная молитва, это молитва славословная — «Слава Тебе,Господи!» Потом уже идет молитва благодарения, «Благодарю Тебя, Господи!» И вот потом уже — самый низший вид молитвы — просительная, «Подай, Господи!». Наша жизнь должна стать славословием Богу. Наша жизнь должна быть радостной. Наша жизнь должна состоять не в том, чтобы выискивать, кто из наших ближних в чем согрешил и в чем ошибся, а в том, чтобы мы за своей жизнью следили, в своей жизни были себе судьей, сами испытывали свои помыслы, слова и дела.
Мы — нищие. Мы — те, которые разбиты жизнью, осквернены жизнью. И через всю жизнь пронесли изнурение. Мы в лохмотьях стоим перед Господом. Но Господь не гнушается каждого из нас и призывает к Себе. Так не будем же молчать и отталкивать руку Божию! Не будем отталкивать этот дар! Будем стремиться как можно чаще приступать к Чаше Причащения Тела и Крови Господа и Бога, и Спаса нашего Иисуса Христа потому что в ней — жизнь, в Боге — жизнь, во Христе -жизнь и спасение.
И даст Господь, чтобы по молитвам Церкви и по милости Божией каждого из нас спасение это настигло. И чтобы действительно и этот год был летом Господним благоприятным, и все годы нашей жизни. Аминь.