Проповедь «О злых виноградарях» на Литургии 07.09.2014 г.
9 сентября 2014Проповедь «О злых виноградарях» на Литургии 07.09.2014 г.
(Письменный вариант проповеди отредактирован автором с учетом допущенных оговорок, неточностей и особенностей устной речи).
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа, Аминь.
Дорогие братья и сестры!
Сегодня Святая Православная Церковь предлагает нашему вниманию два отрывка из Евангелия. Первое – в честь сегодняшнего воскресенья. Второе посвящено памяти святых апостолов Варфоломея и Тита, которых мы сегодня прославляем.
Глубина и количество смыслов сегодняшнего евангельского чтения поражает. Здесь столько оттенков, что если говорить подробно по каждой строчке, мы с вами много часов проведем в благочестивых рассуждениях.
Что же нам необходимо самого главного извлечь из этих Евангельских отрывков?
В первом Евангельском чтении (Мф.,XXI, 33-42) мы слышим о том, как Господь наш Иисус Христос рассказывает притчу.Вы знаете, что Господь часто использовал этот способ общения с людьми, чтобы на примере каких-то жизненных ситуаций показать людям смысл того или иного духовного явления.
Так что это за притча и почему именно её Христос рассказывает первосвященникам и старейшинам иудейским?
Один человек, «хозяин дома», как его называет Христос, посадил виноградник, обнес его оградой, выкопал в нем «точИло»- специальное место для выжимки виноградного сока, построил там башню, — одним словом, всё устроил для выращивания винограда, вверил всё это трудам наемных виноградарей и уехал.
Когда плоды созрели, и пора было собирать урожай, он послал своих слуг, чтобы собрать этот виноград.
Из чтения вы слышали, как виноградари поступили со слугами: кого-то избили, кого-то побили камнями, а кого-то и совсем убили. Хозяин посылает больше слуг – и с теми поступили так же.
Потом посылает своего Сына со словами: «ну уж, наверное, устыдятся убивать Сына моего». Но наемники еще больше распалились и говорили между собой – «давайте, убьём его и завладеем его наследством».
«Итак»,спрашивает Христос, — «когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями?»
Первосвященники и книжники иудейские – религиозная элита Израиля – быстро нашли вполне ожидаемый нами ответ: «Злодеев этих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои».
Отметим– что это не слова Христа, а слова людей, отвечающих Ему. А Иисус – не соглашаясь и не отрицая их слова – отвечает им удивительной фразой: «неужели вы никогда не читали в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла, т.е. фундаментом? Это от Господа, и удивительно в очах наших».
Здесь удивителен и сам ответ, и то, что Христос здесь по сути ушел от ответа.. Ему здесь был предложен иудеями вполне устраивающий и нас своей справедливостью ответ, вполне человеческая эмоция: «да всех их, негодяев, надо там схватить и убить в отместку за такие преступления!» Но Христос говорит здесь о Себе, о том, что Его отвергнет его собственный народ, о будущей Церкви Христовой.
Христос здесь отвечает иносказательно, тем самым показывая, что христианин должен облагораживать свои чувства, воспитывать их. Он не должен поступать,руководствуясь сиюминутными эмоциями. Мы не знаем промыслительного смысла всех происходящих в нашей жизни событий. Возможно они начало важного этапа в нашей жизни. Поэтому все должно совершаться с молитвой и после здравого размышления.
Притча очень ясная. Её смысл легко читается даже человеком, не искушенным в чтении творений святых отцов.
Понятно,что хозяин дома — это Бог-Отец, сотворивший небо и землю. Понятно, что виноградник – это наш мир. Понятно, что злые «делатели винограда» это иудеи Ветхого Завета, распявшие Господа, убившие Христа – Сына Хозяина дома.
Но…это и мы с вами, которым дана эта жизнь для того, чтобы мы прославляли Бога, для того, чтобы мы ею распорядились разумно. Мы распоряжаемся нашей жизнью совсем по-другому, так, как нам нравится. Совершенно не заботясь о том, чтобы понять,а что же хочет от нас Господь Бог? Совершенно не думая о том, для чего нам дана эта жизнь.
Конечно,о смысле жизни нам говорится в Евангелии, постоянно напоминается в Церкви Христовой. Но в Церковь ходит мало народа. А в основном человек задумывается о смысле жизни, когда его стукнет как следует, когда проблемы какие-то в жизни начинаются. Вот тогда человек и задумывается: «жизнь, зачем ты мне дана?»
Мы взяли этот мир в собственность, хотя нам он дан лишь для того, чтобы возделать его, освятить, исполнить присутствием Святого Духа. И тех, кто приходит к нам с вестью о духовном совершенстве, мы часто отвергаем.
Это касается не только неверующих. Мы, стоящие в храме, тоже часто откладываем исполнение данных Богу обетов, обещаний. Например, прочитать ту или иную духовную книгу или, что важнее, оказать помощь нуждающемуся человеку. Или совершить паломничество или пожертвовать что-либо на нужды храма. Мы откладываем эти поступки на потом. Гоним от себя эти мысли, как злые виноградари гнали от себя посланных Хозяином дому слуг.
Мы не убиваем. Нет! Что вы! Мы же цивилизованные люди! Мы не убиваем оружием. Мы убиваем словом. Мы убиваем холодностью. Мы убиваем друг друга лицемерной улыбкой и двоедушием. Этим мы убиваем и тех, кто приходит к нам с вестью о милости Божией.
Митрополит Сурожский Антоний в проповеди на сегодняшний день произносит жестокие слова: «когда к нам обращается Спаситель Христос со спасительной вестью – разве мы каемся? Мы умиляемся тому, что мы видим на Страстной седмице, тому, что слышим в храме, читаем в Евангелии, – но разве мы меняемся так, чтобы всё стало ново в нас? Разве мы не даем Христу умереть, так, как заставили Его умереть люди около двух тысяч лет тому назад?»
Действительно. Все мы – и я не исключение – мы довольно равнодушны в духовных вопросах. Мы вспоминаем о Боге в какие-то моменты жизни. Но можем ли мы сказать, что всё в своей жизни мы преобразили, всё изменили, на всё смотрим с точки зрения вечности? Можем ли мы сказать такие дерзновенные слова? Боюсь,что нет. Но это как раз и означает, что мы данный нам виноградник не возделали.И тем самым подпадаем под осуждение Священного Писания.
Как мы ответим Богу, когда встанем перед Ним?Будет ли для нас смерть безмятежным успением, тихим сном и ликованием воскресения? Вот об этом стоит подумать, конечно.
И еще раз обращаю ваше внимание. Как быстро и часто мы в жизни руководствуемся логикой и справедливостью. И ведь вроде правильно думаем и поступаем. Но вот здесь в Евангелии чьи слова нам ближе – иудейских священников, или Христа? Ведь вполне близок нам логический, справедливый ответ на вопрос, что сделать с действительно жестокими и несправедливыми наемниками, убившими и слуг Хозяина виноградника, и даже Его Сына и наследника?
И ведь не отвечает Христос да или нет. Он напоминает нам совсем о другом: живите ради Бога, живите ради радости в Духе Святом, ищите прежде Царствия Божия в этой жизни. Не наше дело мстить. И не наше дело отвечать злом за зло. Наше дело – возделывать виноградник своей души. Наше дело – внутреннее самосовершенствование.Наше дело изменение себя. А кто кого схватит, кто кому и как отомстит это дело Божие. И Его суд.
Все мы – избранные дети Божии. Все мы овцы стада Христова. И не дело одной овце учить других овец.
А как же возделывать виноградник Христов?
Об этом нам и говорится во втором Евангельском чтении (Мф., V, 14-19).
Прекрасный текст!«Вы — свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного».
Но так ли мы светим? Показываем ли мы такой пример христианской жизни, чтобы люди,глядя на нас хотели стать христианами? Вот ведь вопрос.
Боюсь,что если мы попытаемся на него честно ответить, мы вынуждены будем признать,что света в нас маловато.
Нет,мы, конечно, считаем себя людьми вполне порядочными и правильными. Но Свет Христов в достаточно ли мере светит в нас? Вот вопрос!
Важно понять, что значит тут «стоящий на верху горы» и «свет миру». Мы часто придаем большое значение своей персоне и своей деятельности. Забываем при этом, что главная задача нашей жизни жить так, чтобы люди, на нас глядя, прославляли Отца нашего Небесного и захотели измениться, покаяться.
Надо быть радостными, чтобы люди были радостными вокруг нас. И надо делать так,чтобы люди понимали, что источник нашей радости не в том, что нам повысили зарплату, или вылечили давнюю болезнь, а в том, что в нашей жизни есть Христос.
Сколько людей влезает на верх горы, чтобы оттуда проповедовать Христа, а по сути ради этой славы предают Христа! Оказавшись на «верху горы», на вершине мирской славы, они вместо Христа начинают проповедовать какие-то идеи,далекие от христианства, националистические, например.
Часто можно услышать похвальбу и от людей нецерковных по сути, что раз мы русские, православные, то это делает нас нравственнее и лучше других людей. Некоторые любят повторять вслед за отцами Церкви, что в притче о Хозяине виноградника, которую мы вначале слушали, в лице злых виноградарей осуждается еврейский народ, избивший и убивший и посланных ему пророков, и самого Сына Божия. Но вспоминая об этом иудейском преступлении, отцы Церкви предупреждают нас: бойтесь убаюкать себя сладкими мечтами и мыслями: «мы, дескать, Святая Русь! Нам дано особенное предназначение от Бога быть просвещением всему миру! мы спасемся, остальные погибнут!» Мы спасаемся не своим призванием, а своими делами и верой.
Но где наша особенная праведность? Где элементарная вежливость, в конце концов? Мы ходим надменные каким-то своим особенным призванием и не замечаем своей элементарной духовной нищеты. Не замечаем того, что вот именно нам-то предложить окружающим нас людям нечего! Иначе люди ходили бы за нами во множестве и приходили в храм Божий, как за апостолами.
Значит, не видят Христа за нами. Значит, настолько мы закоптили окна своей души, что Света, о котором сейчас говорилось в Евангелии, уже и не видно. Это не то, чтобы вам, стоящим здесь в храме, укор. Это и мне укор. Это укор всем нам, христианам, живущим на земле. И нам, конечно, необходимо помнить об этом постоянно и каяться.
Мы не можем объять необъятное. Мы не можем в один день стать светильниками веры и взойти на гору добродетелей и проповедовать бесстрастно Христа всему миру. Но мы можем хотя бы попытаться немного поднять этот духовный подвиг. Как? Об этом хорошо сказал святитель Феофан Затворник: «мудрость христианской жизни состоит в практическом её делании. Каждое дело, большое или малое, хотя бы самое мелочное, незначительное непременно нужно творить, как перед очами Божьими».
Вот и весь ответ. Недаром святые отцы заповедали всем монахам и мирянам творить молитву Иисусову: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного (грешную)!»
Творя эту молитву мы и приучаемся верить в то, что с нами постоянно рядом находится сам Господь Бог. Видя Его невидимое присутствие духовным взором, мы и должны приучаться творить все дела – большие и малые –как если бы мы стояли всегда прямо перед Христом Спасителем. Это для нас очень важное напоминание.
И если мы с вами так будем жить, не будем лениться ходить в храм Божий, достойно причащаться Святых Христовых Таин, Господь нам подаст Свою благодать. И нас – таких слабых – укрепит и поможет исполнить то,что кажется неисполнимым: быть детьми Божиим.
Аминь.