Проповедь — На чин погребения Божией Матери 28.08.2014
1 сентября 2014Вот, закончилась праздничная утреня, которую по церковной традиции мы посвящаем погребению Пресвятой Богородицы. События, которые легли в основание этого праздника, без всякого сомнения, хорошо известны всякому человеку, который многие годы ходит в храм Божий. Пересказывать их, наверное, нет большого смысла – они неоднократно упомянуты в текстах богослужения, там раскрыто и их символическое значение. Но представляется важным подчеркнуть сейчас вот что.
Мы с вами привыкли, что христианство – наша с вами православная вера – это религия большинства. Мы с вами привыкли к тому, что храмов много. Что быть православным христианином в России нормально. Мы настолько естественно это воспринимаем, чем-то настолько не подлежащим какому-то обсуждению, что когда внезапно нашему мысленному взору представляется Гефсиманская пещера – гроб Богородицы, небольшое количество апостолов, чудесным образом собравшееся вокруг Неё, то мы удивляемся. Мы внезапно начинаем понимать, из какого небольшого зерна, из какого количественно небольшого зерна выросла Церковь Христова, наша вера и разошлась по всему миру, завоёвывая добром, завоёвывая справедливостью весь мир и все народы.
Это так удивительно, потому что наша вера совершенно противоречива с точки зрения суетного разума. К кому мы идем за помощью? К сильному. К кому мы идем за предстательством? К тому, кто не даст себя в обиду. Мы обращаемся к тому, кто богат, кто обладает определенной властью и весом в обществе. Нам не придет в голову подойти к нищему и попросить помощи у него. Или подойти к простому учителю или врачу, который не обладает, как сейчас говорят, связями.
А в Церкви-то наоборот. Мы обращаемся к Богу, Который дал Себя предать, Который дал Себя убить, и Который, показывая тщету наших земных величеств, воскрес и явил Свою божественную силу. И тем самым показал: не этого нам надо искать в этом мире. Не этого надо искать в этой жизни. Как сказано в Евангелии: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6:33).
Тем более отрадно, что мы с вами здесь в таком небольшом количестве – не намного больше, чем было апостолов вокруг гробницы Пресвятой Богородицы, собрались сегодня, чтобы почтить Её память.
Сегодняшняя служба идёт в прямое дополнение к вчерашнему Всенощному бдению. Сегодня мы читали особые кафизмы – строки из Псалтыри, (не опустив ни одну строчку, за что благодарность хору — по-монастырски потрудились) которые напоминают нам о погребении. Для наспогребение это, опять-же, скорбь в первую очередь. Но что мы слышим в псалме? Мы слышим надежду.
«Благо мне, что ты смирил меня, чтобы мне изучить повеления Твои» (Пс. 118, 71) «Благо мне», то есть, счастлив я, потому что поучаюсь, руководствуюсь теперь словами Твоего закона, Господи.
Ведь вдумайтесь – мы не живем так. Мы произносим эти слова, но очень редко побуждаем себя жить так. Когда мы можем с чистой совестью сказать, что мы счастливы? Когда дети здоровы, когда в семье порядок, когда деньги есть, когда войны нет, когда у нас здоровье есть. Вот тогда мы счастливы! А тут пророк Давид говорит – (а ведь он не лукавит; мы сердцем чувствуем, что он не лицемерит, не рисуется перед нами, ему все равно, слышим мы его или нет) – он говорит: «я счастлив, потому что я научаюсь законом Твоим, словами Уст Твоих, Господи!»
Вот такое благоговение было у апостолов Христовых, которые обстояли вокруг гробницы Матери Божией. И это благоговение, эта любовь к Богу, трепет такой по отношению к каждому слову Евангелия, Ветхого Завета, Псалтыри, традиции Церкви, — этот трепет позволил распространить Христову веру победоносно по всей земле.
Хотя она, видите, вера парадоксальная, внешне противоречивая. И это противоречие прекрасно, потому что оно постоянно нас будит. Постоянно нас подбадривает: «Не унывайте! Не скорбите! Если в этом исполненном лукавой логики мире мы несчастны, это не значит, что у нас нет надежды на подлинное счастье. Это не значит, что мы одиноки, что рядом с нами нет Господа Бога. Это не значит, что некому отереть слезу с очей наших».
Господь рядом. И Матерь Его, как мы исповедуем в течение всего вчерашнего и сегодняшнего богослужения, уйдя от земли, осталась на земле. Не телом Своим, а Невидимым Предстательством, таинственной силой причастности рождению Бога-Слова. И эта сила позволяет нам Ей молиться. И наши слова, которые мы произносим устами или умом, пронзают все перегородки, и время, и пространство, и доходят до таинственного Престола Царицы Небесной. И я думаю, что каждый из нас имеет в жизни опыт силы молитвенного предстательства Пресвятой Богородицы.
И за это мы благодарим Царицу Небесную и Господа Бога, который сподобил нас сегодня в нашем прекрасном храме совершить эту красивую и благолепную службу.
Аминь.